Несмотря на время от времени возникающие слухи по поводу изменения требований к тонировке и штрафов за их нарушение, в 2021 году пока что существуют прежние нормативные акты. Водителям требуется лишь держать под контролем степень затемнения при нанесении покрытий на автомобильные стекла, дабы не понадобилось вести неприятные разговоры с инспекторами ГИБДД.
Вас заинтересует: Автокредит в Тинькофф Банке в 2024 году — обзор условий, плюсы и минусы
Актуальные требования
К тонировке относится использование защитных пленок и экранов, изменяющих светопропускную способность автомобильных стекол. По состоянию на январь 2021 года в отношении правил их нанесения новых нормативных актов не принималось.
Существуют следующие нормативные акты:
- Национальный стандарт РФ ГОСТ 3265-2013, который устанавливает параметры стекол, безопасных для применения на наземном транспорте. По Приказу Росстандарта № 2008-ст от 22 ноября 2013 г. он введен с 1 января 2015 г. взамен ГОСТу 5727-88. Хотя именно последний по-прежнему упоминается в Правилах дорожного движения.
- Приложение Правилах дорожного движения со списком неисправностей и условий, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства. Оно находится в Постановлении Правительства Российской Федерации № 1090 от 23 октября 1993 г. В пункте 7.3 Приложения прописан запрет на наличие дополнительных предметов и покрытий, которые ограничивают обзорность на водительском месте. Однако им же допускается использование прозрачных цветных пленок вверху ветрового стекла, тонирование окон (только без применения зеркальной пленки) с учетом ГОСТа 5727-88, размещение жалюзи и шторок на задних стеклах легковых транспортных средств (при наличии по обеим сторонам наружных зеркал заднего вида).
- Решение Комиссии Таможенного союза № 877 от 9 декабря 2011 г. «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (Приложение № 8, п. 4.3).
Следовательно, существующее законодательство не запрещает применение всевозможных приспособлений для тонировки стекол, которые дают возможность уменьшить количество пропускаемого света — к примеру, оклейка пленкой, нанесение затемняющих составов и прочее. Главное — принимать во внимание требования ГОСТа. В 2021 году допустимы следующие показатели светопропускаемости:
- Для ветрового и передних боковых стекол — не меньше 70%. На первом также разрешается размещение в верхней части цветной прозрачной полоски шириной до 14 см. Причем уровень ее прозрачности не регламентируется.
- Для заднего и задних боковых стекол — затемнение может быть любым, если транспортное средство оборудовано внешними боковыми зеркалами заднего вида (в обязательном порядке правым и левым). При отсутствии таковых необходимо придерживаться нормы в 70% прозрачности.
При нанесении тонировки следует понимать, что даже в новом автомобиле светопропускная способность стекол не достигает 100%, а у подержанных машин — снижается до 90%. То есть, по факту пленка должна затемнять окна не больше, чем на 20%, дабы не нарушать существующие нормативы.
Для уверенности в том, что тонировка соответствует нормам, потребуется проверить уровень светопропускания специализированным устройством. Обычно они имеются в большей части автосервисов, которые производят затемнение автостекол.
Какая ответственность предусматривается
Ответственность за нарушения, относящиеся к ограничению светопропускающей способности автостекол (за счет пленок либо иных приспособлений), регламентируется ст. 12.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. В 2021 году она предусматривает штраф в размере 500 рублей. Альтернативная мера в виде предупреждения за неправильную тонировку не предполагается.
При оплате штрафа в 20-дневный срок после вынесения протокола в 2021 году все так же действует 50% скидка (ч. 1.3 ст. 32.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации). То есть, разрешается заплатить 250 рублей. Льготный период может быть продлен до 40 дней, если будет одобрена инициатива о внесении соответствующих изменений в Кодекс об административных правонарушениях депутата Государственной Думы Ивана Сухарева, направленная Министру внутренних дел.
Уровень светопропускаемости измеряется работниками ГИБДД с помощью специализированного прибора — тауметра.
Они обязаны это делать исключительно на стационарном посту. Причем водитель вправе:
- проверить наличие на приборе пломбы, клейма с датой проверки и сертификата на него;
- убедиться в отсутствии на тауметре и всех датчиках каких бы то ни было повреждений либо прочих нюансов (загрязнений, дополнительных пленок), из-за которых возможно искажение результатов измерений;
- потребовать повторных замеров в присутствии двух свидетелей.
Повторный штраф может быть наложен не раньше, чем через сутки после предыдущего нарушения. Потому в протоколе госавтоинспектор в обязательном порядке обязан обозначить точную дату и время оформления.
Вас заинтересует: Где оформить ОСАГО в 2023 году
Работники ГИББД вправе дополнительно выписать предписание об устранении нарушения, затемняющую пленку будет необходимо убрать. Срок на выполнение вписывается в документ и, как правило, составляет 10 дней. За неисполнение требования предусматривается ответственность по ст. 19.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа от 500 до 1000 рублей либо ареста на срок до 15 суток. Если по окончании данного срока водитель будет пойман на повторном нарушении, то он будет вновь оштрафован за неправильную тонировку и получит дополнительное наказание. Каким оно окажется, будет определено судьей.
Отдельных сумм за повторные нарушения по части тонировки по состоянию на январь 2021 года не предусматривается. Однако они могут возникнуть в случае утверждения поправок к Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации. Возможны такие изменения:
- 1000 рублей — за первое нарушение;
- 3000 рублей — за повторное нарушение.
Повторность отсчитывается с момента совершения первого нарушения и в течение одного года после оплаты штрафа по нему.