Несколько последних лет, с 2013 года, превышение автомобилистами и мотоциклистами скоростного режима до 20 км/ч включительно в России не штрафуется. Любое превышение скоростного лимита в пределах 20 км/ч, разумеется, остается нарушением ПДД, но административного наказания за это законом не предусмотрено. Многие давно критикуют такой порядок, который точно не оправдан погрешностью приборов измерения скорости и во многих случаях повышает опасность на дорогах. С другой стороны, водители привыкли ездить с нештрафуемым превышением около 18-20 км/ч, и ужесточение существующего порядка может вызвать большое недовольство в обществе. Будет ли введен штраф за превышение скорости на 10 км/ч в 2019 году, станет известно в ближайшее время — до 1 марта МВД и Минтранс обязаны подготовить свои предложения по этому поводу.
Вернется ли в 2019 году в России штраф за превышение скорости на 10 км/ч
Еще в конце 2018 года МВД и Минтранс получили правительственное поручение проработать вопрос о возвращении штрафа за превышение скорости на 10-20 км/ч. Сделать это необходимо до 1 марта, поэтому на этой неделе законопроект должен быть обнародован.
Позиция МВД по этому поводу — штраф за превышение скорости на 10-20 км/ч необходимо вернуть только на дорогах, расположенных в населенных пунктах. Вне городской черты необходимости в таком штрафе нет.
Действительно, самая большая опасность от любого превышения скоростного режима возникает именно там, где проживают люди — в населенных пунктах.
Скоростной лимит в 60 км/ч в российских городах — цифра совершенно не случайная. Пешеход, сбитый автомобилем при скорости 60 км/ч, сохраняет хотя бы теоретические шансы на выживание (небольшие). Если человека сбивают на большей скорости, шансов выжить не остается ни у кого, даже у самого крепкого и здорового пешехода.
Что касается дорог вне населенных пунктов, то в советские времена был период, когда скоростной режим на таких дорогах вообще не регламентировался. Сейчас ограничения есть, что связано, конечно, с тем, что технические возможности современных автомобилей совсем другие. Советские автомобили ограничивали сами себя.
В МВД существует мнение, что вне населенных пунктов можно сохранить тот порядок, что действует сегодня. Вводить там штрафы за превышение скоростного лимита менее чем на 20 км/ч большого смысла нет.
Какой будет сумма штрафа за превышение скорости от 10 км/ч до 20 км/ч, если он появится, пока неизвестно. С одной стороны, сумма должна быть ниже, чем за более серьезные превышения скорости. С другой стороны, за превышение на 20-40 км/ч и сейчас действует довольно небольшой штраф — 500 рублей. С учетом 50-процентной скидки это 250 рублей или 5 литров бензина по сегодняшним ценам.
Поэтому у правительства, если оно намерено возвращать такой штраф, два выхода — либо делать его чисто символическим, около 250-300 рублей без учета скидки, либо повышать все остальные штрафы за превышение скорости по цепочке.
Позиция Госдумы по возвращению штрафа за превышение скорости на 10 км/ч
По всем вопросам относительно изменений в законодательстве, которые затрагивают автомобилистов, журналисты по традиции обращаются к депутату Вячеславу Лысакову. Он является главным экспертом Думы в этой области права.
Депутат Лысаков высказался резко против возвращения этого вида штрафа и предупредил, что это может привести к российской версии протестов “желтых жилетов”.
Как полагает депутат, первое, с чего стоило бы начать — навести порядок на дорогах России и убрать “кормушки”, в которые превратились многие участки этих дорог. Во многих регионах организация дорожного движения — бизнес, на котором зарабатывают чиновники через подконтрольные коммерческие фирмы. Сначала нужно убрать неоправданно ограничивающие скорость знаки на федеральных трассах, навести порядок с другими “кормушками”, а только потом вводить новые штрафы за превышение скорости, уверен Лысаков.
Пока это — частное мнение депутата, которое тот высказал в интервью журналистам, предупредив правительство о возможном напряжении в обществе.
Понятно, что в целом Госдума — орган правительству послушный, и если будет нужно, депутаты проголосуют за поправки в административное законодательство вопреки тому, что высказывается одним из парламентариев. Даже если он считается основным экспертом в этой области.