Построенный на собственном участке земли жилой дом необходимо поставить на кадастровый учет. Процедура эта относительно несложная, хотя на некоторых ее этапах не обойтись без дополнительных расходов. Как поставить на кадастровый учет объект недвижимости в 2018 году, каков порядок действий, какие документы нужны, какова сумма госпошлины за такие действия.
Первый шаг — готовим технический план на объект недвижимости
Пожалуй, самый важный, самый хлопотный и самый затратный с точки зрения финансов этап постановки построенного дома на кадастровый учет. Все остальные шаги окажутся чистой формальностью и не отнимут много времени и денег.
Технический план на дом может подготовить только кадастровый инженер. Чтобы поставить объект недвижимости на кадастровый учет в 2018 году, вам нужно обратиться к любому кадастровому инженеру вашего города.
Для того, чтобы точно понимать, что вы имеете дело с кадастровым инженером, а не мошенником, воспользуйтесь сайтом Росреестра — там приводится список допущенных к работе инженеров.
Еще один вариант — уточнить в местном органе БТИ, нет ли у них собственного кадастрового инженера.
При обращении нам понадобится приблизительно такой перечень документов:
- разрешение на строительство дома,
- проектная документация на дом,
- техпаспорт, подготовленный до 1 января 2013 года (при наличии такового),
- разрешение на ввод в эксплуатацию дома.
Дополнительно кадастровый инженер может попросить у вас следующие документы, которые также стоит иметь при себе:
- документы, которые подтверждают ваши права на участок земли,
- выписка из ЕГРН относительно земельного участка.
Возможно, кадастровый инженер попросит у вас еще какие-то документы, поэтому их список в любом случае требует уточнения.
Технический план, который подготовит кадастровый инженер, в том числе имеет специальную электронную форму. Для вас будет очень удобно в дальнейшем, если инженер поместит электронный документ на временное хранение в так называемое электронное хранилище. Договор с кадастровым инженером даже может особо содержать такое условие.
Второй шаг — готовим документы для постановки объекта недвижимости на кадастровый учет
С этими документами нам нужно будет обратиться в Росреестр напрямую или через МФЦ. Список этих документов достаточно небольшой:
- Заявление — оно имеет специальную форму, которая приводится в соответствующем Приказе Минэкономразвития.
- Документы, подтверждающие ваши права на земельный участок, на котором расположен дом.
- Ваш паспорт, а если документы подает третье лицо — нотариально заверенная доверенность на такие действия.
Именно на этапе составления заявления будет очень удобно, если кадастровый инженер подготовил электронную копию технического плана и поместил ее в специальное хранилище.
В заявлении нужно будет только указать идентифицирующий номер электронного документа, а сам техплан прикладывать не придется.
Также обратите внимание на то, что прежде, чем обращаться в Росреестр или МФЦ, нужно оплатить государственную пошлину за постановку объекта недвижимости на кадастровый учет. Сумма пошлины — 350 рублей. Прикладывать квитанцию к документам не требуется.
Третий шаг — подаем документы в Росреестр
Предусмотрено три способа подачи документов на регистрацию объекта недвижимости и постановки его на кадастровый учет:
- Лично — либо в отделении Росреестра, либо в ближайшем МФЦ (еще один вариант — специалисты Росреестра могут вести выездной прием в вашей местности).
- По почте — отправление должно иметь объявленную ценность, опись вложения и уведомление о вручении.
- Через интернет — на сайте Росреестра или через портал государственных услуг. В последнем случае при оплате госпошлины для вас даже будет действовать скидка в 30 процентов.
Обратите внимание, что если вы подали документы и не оплатили госпошлину, вам выпишут специальную квитанцию, где будет указан уникальный идентификатор и крайняя дата для оплаты пошлины.
Четвертый шаг — получаем выписку из реестра ЕГРН
Постановка на кадастровый учет объекта недвижимости занимает в 2018 году 10 рабочих дней (фактически две календарные недели), если вы подали документы непосредственно в Росреестр, либо 12 календарных дней — если обращались в МФЦ. В течение этого времени построенный вами дом поставят на учет, и в результате вы сможете получить выписку из реестра недвижимости, которая заменяет в 2018 году прежде существовавшие документы на право собственности.
Получив выписку и став полноправным хозяином объекта недвижимости вы, с одной стороны, становитесь обязаны уплачивать соответствующие налоги, но с другой стороны, получаете право на получение налогового вычета по подоходному налогу.