К сожалению, всё больше водителей формально нарушает правила безопасности, гласящие о том, что пьяным садиться за руль своего авто не следует. Их не пугает то, что аварийность из-за заторможенности мозга при вождении может обернуться не только поломкой своей и чужих машин, повреждением объектов, но также собственной (и чужими) инвалидностью и/или смертью. Население попросту перестало относиться с пониманием к трезвости при вождении машины. Связано это главным образом с постепенным вытеснением дорожного патруля IP-видеокамерами. Притом камера не учинит допрос – она просто зафиксирует превышение скорости, разворот не в том месте, застревание потока из-за халатности одного из водителей, устроившего себе стоянку в неположенном месте, а дома в почтовом ящике у нарушителя окажется письмо с квитанцией об оплате штрафа.
«Подумаешь, оштрафовали, — скажет водитель, — с каждым такое сплошь и рядом, не всё ли равно, куда девать деньги, проиграть в казино или штраф за превышение скорости заплатить». И как бы он ни отговаривался, опьянение и езда – понятия несовместимые, иногда и с жизнью. Закон не относился однозначно к езде граждан в нетрезвом состоянии: существует категория препаратов, в которых есть немного спирта, и такие таблетки пьются долго (иногда всю жизнь) из-за особого состояния здоровья, дабы продлить человеку эту самую жизнь. Но доля спирта в них очень мала – вряд ли она повлияет на показатель «свежести» психомоторных реакций настолько, что водитель стал бы более разнуздан и, например, гнал бы в городе на повышенных оборотах, либо выписывал «восьмёрки» и буквы U в местах, где повороты к некоторые из сторон запрещены знаково.
Как проверяют наличие алкоголя в крови водителя: методы и способы диагностики
В 2015 г. законы о вождении были несколько подредактированы – изменился план медосвидетельствования. Правительство страны пояснило правила, в которых данный процесс берут на себя лишь реальные медицинские организации (поликлиники, больницы, фельдшерские пункты и т. д.), имеющие все необходимые разрешительные документы на оказание населению любых медицинских услуг. Причём неважно, под каким «градусом» человек – алкогольным, наркотическим или токсичным. На прохождение освидетельствования вправе водителя отослать лишь работник ГАИ, обладающие такими полномочиями и правами. Дорожному полицейскому или инспектору достаточно лишь отметить в протоколе задержания лишь такие характерные особенности пьяного водителя, например, не вполне чёткая речь, изменившийся цвет кожи, зачастую – запах выпитого, который скрыть вообще нельзя. Такой сотрудник вправе оформить разрешительный документ на прохождение обследования унифицированного содержания, блаки которого всегда у них имеются в наличии. В него занесутся результаты обследований проводимого анализа. В первую очередь сотрудник самостоятельно замеряет при помощи специального прибора выдыхаемый воздух возможного пьяного водителя, и заносит эти показания в акт.
О нетрезвости водителя сообщает наличие спирта с уровнем 0,16% на литр выдыхаемого воздуха. При этом приборы, замеряющие это значение, должны официально значиться как изделия государственного образца, а не выпущенные, к примеру, частными (тем более зарубежными) фирмами. Водитель выдыхает в специальную трубку – после повторного замера прибором одного и того же результата («исследуемый человек пьян» или «водитель трезв»), если результат теста положительный, инспектор ГИБДД направляет водителя на медосвидетельствование. Сегодня работают специально оборудованные машины, где предполагаемый автопьяница может пройти такое подтверждение (или опровержение), не будучи доставленным в ближайшее лечебное учреждение.
Если всё же водитель «попался» и отослан в такое медицинское учреждение, то освидетельствование проводит врач, у которого есть все необходимые разрешительные и подтверждающие документы на осуществление такого рода деятельности. Основным действующим лицом здесь является именно нарколог, в его отсутствие – фельдшер или иной доктор, правильно интерпретирующий задания такого рода. О нетрезвости автолюбителя ясно говорят анализы крови и мочи. Содержание спирта в них не скрыть, и материалы дела могут быть направлены в суд – уж они-то решатся в пользу стороны обвинения и явно не в пользу нарушителя.
Наличие спирта 0,03% — здесь по закону водитель однозначно пьян и не может быть допущен к управлению авто. Этот результат достигается, когда автовладелец перед ездой выпил стакан пива или шампанского. На 2019 г. показатели, выше которых вождение запрещено – 0,16 мг на объём выдыхаемого воздуха, равного 1 литру воды, и 0,03% алкоголя в крови проходящего диагностику.
Что будет за отказ от медицинского освидетельствования?
Каждый автовладелец, которого «засекли» на употреблении алкоголя за рулём авто, вправе отказаться от прохождения окончательного медосвидетельствования факта опьянения. Сотрудник ДПС (ГАИ) вносит в протокол факт отказа и оформляет документ, свидетельствующий о случившемся правонарушении. Отметки об отказе от осмотра профильным врачом, либо о попытке «сфабриковать» сданные пробы, также подлежат рассмотрению в соответствии с законом.
Ответственность за пьянство при управлении автомобилем
В 2018 г. законодательством были пересмотрены нормативы о допустимом для управления машиной процента спирта в организме. Изменения претерпели методология вычисления и установления факта опьянения, КоАП России. До 2013 г. любое содержимое спирта, каким бы оно ни было ничтожным, считалось достоверным свидетельством о том, что водитель нетрезв. После многочисленных споров в масс-медиа власти столкнулись с необходимостью ввести минимальную отметку процента спирта в крови и в выдыхаемых парах. Пытаясь отучить водителей от приёма алкоголя, правительство изменило систему привлечения к административной ответственности: за опьянение водителя сотрудники вправе арестовать на 15 суток. При невозможности заключения под стражу водитель обязан будет выплатить штраф в размере 30.000 р. По решению суда водитель может лишиться прав на управление авто до двух лет. Если же пьяный попал в аварию, да ежё и пострадали другие участники автотрафика в этом месте (инвалидность, смерть любого другого водителя или пассажира, или нескольких водителей или пассажиров), то к административной ответственности добавляется ещё и уголовная, такой водитель запросто может сесть в тюрьму на вполне конкретный срок.
В итоге нарушитель ПДД, попавшийся в состоянии опьянения, привлекается к проверке уже на основании внешних признаков, перечисленных в одном из предыдущих пунктов. Сотрудник ГАИ/ДПС здесь вправе настоять на проверке с помощью прибора, определяющего наличие алкогольных паров «на выдохе». При выявлении 0,016% и более нарушителя направляют на обследование на наличие алкоголя в диспансер или больницу, либо исследование проводится в специально оборудованном фургоне. При выявлении факта опьянения нарушителя оштрафовывают, либо сажают под арест.
На самом деле вряд ли то останется без наказания. Власти всё больше ужесточают меры пресечения по управлению транспортом в нетрезвом состоянии, и водителям остаётся всё меньше шансов «проскочить» на внушительное расстояние, выпив перед этим чего покрепче.
Штраф за езду в нетрезвом виде в 2019 в первый раз
За последние несколько лет сумма к оплате выписанного штрафа всё та же – 30.000 р. При этом одними штрафами вы не отделаетесь. Вас, если вы проехались за рулём в пьяном состоянии, обязательно ждёт лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет. Даже если вы попытаетесь в суде оспорить эти меры, единственное, что сделает судья – попытается уменьшить в соответствии с законом срок лишения прав до минимальной отметки, но никак не лишить вас штрафа или избавить от ликвидации прав управлять машиной. Если он этого не сделает – по закону он не судья, но за него это обязательно сделает другой судья. Снижение меры наказания – исключительный случай, например, если потребовалось доставить другого человека в больницу при серьёзном поражении электрическим током, а «скорая помощь» вовремя не приехала, судья может вдвое уменьшить штраф. Однако уповать на такое не приходится: по закону водитель должен ответить за высокую вероятность создания аварийной ситуации, даже если аварии и жертв не оказалось, — чтобы другим неповадно было.
Штраф за езду в нетрезвом виде в 2019 во второй раз
Повторные нарушения, зафиксированные инспектором ГИБДД (второй и последующие факты управления авто в пьяном состоянии), классифицируются по статье Уголовного кодекса России № 264.1, принятой по нормам Федерального закона № 528 от 31.12.2014 г. Если водитель ранее штрафовался, либо непогашенная судимость по статье № 264 (чч. 2, 4 или 6) Уголовного кодекса РФ, то штраф достигает уже отметки 200-300 т. р., либо в качестве изъятия годичного заработка нарушителя.
Нарушитель также не вправе устраиваться на работу в определённые госслужбы и работать по некоторым профессиям аж на три года. Данная мера вменяется в рамках всего списка наказаний по ст. 264. Этот же гражданин выполняет бесплатно общественные работы с общей продолжительностью на 480 часов, принудительно трудится 2 года или полностью лишается свободы на этот же срок.
Поэтому в следующий раз, когда вам всенепременно захочется после попойки проехаться за рулём, помните о том, что это здорово отбивает охоту нарушать безопасность при вождении авто. Те редкие нарушители, которые попадаются из «спортивного» интереса раз за разом, могут вообще потерять право управлять авто и пересесть на велосипед, либо передвигаться пешком и с помощью общественного транспорта. Но самое страшное – не потерять деньги или даже сесть в тюрьму, а лишиться жизни из-за аварии, вдобавок – утянуть с собой на тот свет и других рядом оказавшихся в этот момент людей. Стоят ли эти игрища с вождением авто свеч за упокой возможных жертв?