Коллекторы, которым банки продают безнадежные долги своих клиентов, появились в России достаточно давно. Их деятельность регулировалась очень слабо, из-за чего любые способы стали казаться коллекторам хорошими. Тем более, что наиболее эффективны для них откровенно бандитские методы. В 2016 году появился специальный закон, который четко регулирует деятельность таких агентств. За нарушение правил общения с должниками коллекторам грозят серьезные меры, вплоть до лишения права заниматься такой работой. Что могут сделать коллекторы с должником в 2019 году по закону, какие ограничения на работу коллекторов существуют, куда жаловаться на нарушения закона.
Что могут и что не могут сделать коллекторы с должником в 2019 году
Коллекторской работой в России могут заниматься только юридические лица, для которых эта деятельность — основная. Все коллекторские агентства внесены в государственный реестр, и если компании в нем нет, она вообще не имеет права работать. Банк просто не может передать долги агентству не из госреестра.
В арсенале коллекторов согласно закону есть такие допустимые способы общения с должниками:
- непосредственное общение — при личных встречах и через телефон,
- отправка текстовых или голосовых сообщений различными видами связи (смс, мессенджеры и т.п.),
- отправка почтовых уведомлений.
Для каждого из видов взаимодействия при этом наложены определенные ограничения, о которых мы поговорим дальше.
Закон ни при каких обстоятельствах не допускает такого поведения коллекторов:
- угроза нанести вред здоровью или имуществу,
- порча любого имущества (надписи на стенах или дверях — уже порча),
- любые методы или средства, которые могут быть опасны для людей,
- оказание психологического воздействия, унижение чести и достоинства человека любым способом,
- намеренный обман о правовом статусе коллектора и его полномочиях.
На два последних пункта стоит обратить особенное внимание. Многим известно, что коллекторам по закону запрещено угрожать, портить имущество должника, тем более — оказывать физическое воздействие. Однако о запрете на психологическое давление знают не все. Как и о том, что коллекторы не могут вводить людей в заблуждение о своем статусе в правовой системе и возможностях, которые даны им законом.
Состояние должника вполне понятно — он осознает свою вину и очень часто готов вести себя как жертва. Делать этого все же не стоит.
Также стоит знать, что существуют отдельные категории людей, с которыми коллекторы вообще не имеют право никак взаимодействовать. К ним относятся:
- инвалиды первой группы,
- несовершеннолетние,
- находящиеся на реабилитации или не способные к труду из-за проблем со здоровьем люди.
Ограничения по количеству контактов коллектора с должником
Хотя закон и позволяет коллекторам общаться с должниками лично, по телефону или путем отправки текстовых и голосовых сообщений, они должны помнить об ограничениях. А они таковы:
- по телефонным звонкам — не более 4 в месяц, 2 в неделю и 1 — в день (то есть, использовать месячную или недельную норму в течение суток коллектор не имеет права),
- нельзя звонить должникам ночью — с 22 до 8 часов, в праздники и выходные нельзя звонить с 20 до 9 часов,
- по текстовым сообщениям — не более 16 в месяц, 4 в неделю и 2 — в сутки,
- по личным встречам — не более одной за неделю.
Все звонки и сообщения должны совершаться с открытых телефонных номеров, коллектор обязан во всех случаях указывать свою фамилию, имя и отчество, а также название агентства.
Что касается общения с близкими родственниками должника, то оно может проходить только с их согласия.
Важный нюанс — коллекторы могут пользоваться своим правом на общение с должником чаще, чем указано в законе. Но только в том случае, когда в подписанном кредитном договоре был указан особый график. Если должник сам подписал договор, в котором приводятся другие ограничения, коллекторы будут общаться с ним чаще, и это будет законно.
Куда жаловаться, если коллекторы нарушают закон
Помните, что вы можете создать коллектору проблемы ровно так же, как он создает их вам. Если коллекторы нарушают закон (а они так или иначе делают это очень часто), не стесняйтесь подавать на них жалобы.
Для этого есть две основные инстанции. Во-первых, служба судебных приставов, которая контролирует коллекторские агентства. Во-вторых, Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств. В обоих случаях жалобу обязаны рассмотреть в течение 30 дней.
Если коллектор угрожает вам, а тем более — вашим несовершеннолетним детям или близким родственникам, нужно писать заявление в полицию.
Можно ли полностью отказаться от общения с коллекторами
Закон это допускает. Должник может официально отказаться от общения с коллекторами, но только спустя четыре месяца после того, как образовалась просрочка.
Чтобы отказаться от общения с коллекторами, нужно написать заявление в агентство в свободной форме. Такое заявление отправляется заказным письмом с уведомлением о вручении или передается под расписку в само агентство.
Тут может ещё поработать над тем,чтобы запретить юр лицам,которые в реестре использовать скрытые угрозы,типа берегите детей,оглядывайтесь на улице почаще,и.т.д.,так,как ни к чему хорошему они не приводят ни для должника ни для компании коллекторов.Может они вначале денег каких и получат,но зло,которое будет копиться у народа рано или поздно может вырваться наружу.Тогда «неблагоприятные последствия» будут очевидны.Звонить-пусть звонят в соответствии с 230 законом,но пусть доброжелательно и культурно разговаривают.Отказал должник,что ж -его право,снова время пришло-позвонили и опять в том же духе.Не договорились-в суд через 4 месяца-и.т д.А за проявление недоброжелательности,выраженной в скрытых угрозах-штраф.И государство денег бы поимело.И с коллекторами глядишь-и отношения потеплее были бы.Думаю в выигрыше в итоге все бы оказались.
о чем вы говорите… «зло будет накапливаться у народа»… в этой ситуации каждый не вступится за другого, а будет наблюдать в сторонке