Аттестация педагогических работников в 2018 году должна будет несколько измениться. Введенная несколько лет назад аттестация педагогов была призвана повысить качество образования в российских школах. Аттестация регулярно проверяет учителя на предмет того, соответствует ли он своей профессии, умеет ли он работать с детьми, хорошо ли разбирается в предмете и знает ли нормативную базу, которая регулирует его работу. Кроме того, добровольно пройдя аттестацию, учитель может повысить уровень своей квалификации, а значит — автоматически получить право и на более высокую зарплату. Аттестация учителей в 2018 году: о каких изменениях сообщается, как прошла экспериментальная апробация изменений в московских школах в начале 2017-2018 учебного года.
Изменения в процедуре аттестации педагогов с 2018 года
В 2018 году процедура аттестации будет состоять из двух этапов:
- На первом этапе будут подтверждаться профессиональные педагогические навыки и соответствие педагога его должности.
- На втором этапе учитель будет защищать свою педагогическую квалификацию: члены специальной комиссии будут анализировать, насколько правомерно педагог получил уровень квалификации. Если категория подтверждается, квалификация учителя будет повышена.
Главные моменты, на которые будут обращать внимание члены специальной комиссии:
- насколько хорошо педагог знает дисциплину;
- какими навыками преподавания он обладает;
- уровень коммуникации учителя и умение взаимодействовать с учениками;
- будет проверяться психологическая подготовка учителя: как он реагирует на разные ситуации, включая стрессовые.
Кого затрагивает аттестация в 2018 году
В отношении периодичности проведения аттестации ничего не изменилось — любой школьный учитель обязан переаттестовываться каждые 5 лет, иначе он лишится права работать в системе школьного образования. Поэтому основная волна аттестуемых учителей в 2018 году — те, кто проходил эту процедуру в 2013 году
Не изменился и список исключений. От аттестации будут освобождены:
- те учителя, которых в скором времени ожидает декретный отпуск, связанный с рождением ребенка и присмотром за ним (аттестация будет проводиться через год после выхода из декрета),
- те учителя, которые уже имеют квалификацию,
- молодые учителя, которые работают в школе меньше двух лет,
- педагоги, которые долгое время находились на больничном — если учитель болел 4 месяца или дольше, для него существует отсрочка, и аттестацию он будет проходить спустя год после выхода на работу.
Изменятся ли правила добровольной аттестации учителей
Добровольная аттестация для российских педагогов останется в целом неизменной и будет проводиться по тем же, правилам, что и прежде. Если учитель желает повысить свою категорию из соображений карьерного роста и повышения своей зарплаты, он должен сообщить о своем желании директору школы, а тот — передать информацию в органы образования, которые соберут специальную комиссию.
Если учитель имеет ту или иную категорию, то для того, чтобы добровольно подвергнуться аттестации для повышения этой категории, он должен быть обладателем текущего своего квалификационного уровня как минимум два года. Раньше пройти аттестацию добровольно не получится.
Если педагог имеет право пройти аттестацию добровольно, то его заявление будет рассматриваться органами образования сроком до месяца, затем созванная комиссия в течение двух месяцев будет проверять уровень педагога.
Как проходила пробная аттестация по новым правилам в Москве
В начале нового учебного года новые правила проведения аттестации были апробированы на столичных педагогах-добровольцах. Чиновники из органов образования собрали учителей различных возрастных категорий — от совсем молодых дол заслуженных педагогов пенсионного возраста. Перед учителями поставили задачи, которые учитывают изменения в процедуре аттестации учителей с 2018 года. Целью апробации было на практике проверить задумки чиновников и убедиться в их работоспособности и целесообразности.
Учителям было дано три задания:
- Профессиональная задача (10-12 дней на выполнение),
- Видеосъемка урока (10-12 дней на выполнение),
- Диагностическая работа (4 часа).
Профессиональная задача состояла в следующем. Педагогам было представлено 8 различных задач по их профессии, из которых нужно было выбрать на свое усмотрение две. Для каждой из двух этих задач необходимо было описать по 9 шагов по их решению — в соответствии со специальным шаблоном.
Для решения задачи, в частности, нужно было представить конкретный материал: план урока, описание технологии, фрагмент рабочей программы и т.д. Также необходима аргументация найденного решения, формулировка способа оценки его эффективности, указание на другие ситуации, где такое решение может принести пользу и т.д. Также следовало затронуть последствия, которые будет иметь выбранное решение в будущем — на следующем ли уроке, в конце ли четверти или учебного года.
В тот же срок, за две рабочие недели, педагогу нужно было организовать видеосъемку урока, чтобы представить комиссии либо полную запись урока, либо запись 15-30-минутного его фрагмента.
Наконец, для 4-часовой диагностической работы учителю нужно было приехать в образовательные органы. По сути, на этом этапе педагога экзаменовали по следующим направлениям:
- знание предмета,
- знание методики преподавания,
- знание психологии и физиологии детей,
- знание критериев оценки работы ГИА,
- умение разработать мероприятие.
Те московские педагоги, на которых опробовали такую схему, отзываются о ней вполне лояльно. Да, новая методика аттестации немного необычна и непривычна, но ничего сверхестественного от учителей не требовалось, и успешно пройти такую аттестацию сможет любой профессиональный педагог.
Какие выводы из московской апробации сделали чиновники министерства образования и будет ли аттестация проходить по той же схеме или в нее внеуст поправки — покажет скорое будущее.