Завершилась первая треть года — подходит к концу апрель 2018-го. Впереди еще восемь месяцев, и каким станет этот год, судить пока сложно. Экономика страны чувствует себя замечательно разве что в бравых отчетах членов правительства, на деле же отставание в темпах роста от всего остального мира вызывает большую тревогу. Что ждет Россию в 2018 году, каково мнение экспертов по этому поводу, чего ждать простым жителям страны от оставшихся восьми месяцев 2018 года.
Уровень жизни в России едва ли будет расти
Российское правительство очень любит хвастаться тем, что в России в 2017 и 2018 году очень низкая инфляция. Теоретически для простого россиянина это означает, что цены в магазинах достаточно стабильны, и человеку не приходится беспокоиться, наблюдая за тем, как падает его покупательная способность.
Это теоретически. А на практике в 2017 году реальные доходы населения упали на 11%, и это падение, которое началось в 2014 году, никак не может остановиться.
В нашей стране очень велико расслоение между богатыми и бедными — 10 процентов населения владеют 90 процентами всего благосостояния. Это меньше, чем даже в Китае, где 10 процентов богатейших людей владеют 70 процентами национального богатства. Так называемая стабильность и несменяемость власти привели к тому, что большую часть экономики контролируют ближайшие друзья президента, которым “повезло” заниматься с ним в юношестве в одной секции в дзюдо или учиться в одном учебном заведении.
Продолжается увеличиваться и другое расслоение — не только между самыми богатыми и самыми бедными, но и между жителями различных регионов страны. Так, в Москве средние зарплаты более чем втрое выше, чем в среднем по России. А богатые нефтяными и газовыми месторождениями регионы намного обеспеченнее, чем сельскохозяйственные южные области, края и республики.
Повышение пенсионного возраста
Практически наверняка в 2018 году или произойдет, или будет готовиться очередная пенсионная реформа. И повышение пенсионного возраста в России должно будет стать одним из главных содержательных моментов этой реформы.
О необходимости такой реформы и ее срочности многие экономисты говорят последние 2-3 года. Объективно подобное решение действительно назрело, поскольку количество пенсионеров и количество работающих граждан в нашей стране уже практически сравнялось. А такое равенство — это кризис для экономики.
Понятно, что повышение пенсионного возраста — решение очень непопулярное и рискованное для власти. Его откладывали как минимум до того времени, пока не пройдут очередные президентские выборы. Получив мандат на очередные шесть лет, действующий президент теперь мало чем связан. А проценты, полученные на выборах, фактически дают ему право проводить какие угодно реформы. Народ сам их заранее поддержал, особенно не спрашивая, с какой программой идет на выборы глава государства. Авансом поддержана любая программа.
К слову, разговоры о том, что нужно продумать схему повышения пенсионного возраста, теперь ведутся не только независимыми провластными экономистами, но и членами правительства, вплоть до премьер-министра.
Дорожающая нефть придает экономического оптимизма
В апреле 2018 года довольно заметно выросли цены на нефть, что не может не радовать правительство. Баррель нефти вернулся к значениям второй половины 2014 года, и бюджет получает дополнительные доходы, которыми в том числе можно компенсировать часть его дефицита.
Разговоры о том, что стране нужно слезть с “нефтяной иглы”, ведутся всеми вплоть до президента страны много лет, но на деле власть ничего для этого не делает и даже не пытается. Россия и ее экономика по-прежнему зависит от стоимости углеводородов, поэтому в том случае, если цена нефти около 75 долларов за баррель или даже выше будет держаться на протяжении всего года, этими лишними деньгами можно будет заткнуть множество дыр.
Что будет происходить на рынке труда
Первая опасность на этом рынке связана с возможной пенсионной реформой. Пенсионная система любой страны обязана оставаться стабильной в течение многих десятилетий, только тогда работающие граждане доверяют ей и понимают, на каких условиях и когда они выйдут на пенсию. Стабильная пенсионная система стимулирует работать открыто и требовать от работодателей, чтобы все доходы работника были прозрачны для государства, и, соответственно, за работника вносились бы положенные пенсионные отчисления в полном объеме.
Никакой стабильности пенсионной системы в России нет, за последние годы она менялась несколько раз.
Еще одна реформа, скорее всего, приведет к увеличению теневого сектора на рынке труда. Работодателям выгодно, чтобы работники или вовсе не числились в их штате, или числились как получатели минимальных зарплат. Самим работникам в большинстве случаев также не будет никакого дела до того, по какой схеме они трудоустроены. В пенсию никто верить не будет, а если нужно взять в банке кредит — работодатель всегда напишет справку о зарплате по форме банка, так что официальный заработок вообще неважен.
Вторая большая опасность связана с тем, что из России уезжают грамотные специалисты, а приезжают — низкоквалифицированные мигранты из стран СНГ, которые к тому же отправляют большую часть своих доходов на родину. Отъезд же квалифицированных российских кадров — отдельная история, во многом связанная с политической несвободой в стране и доминированием в экономике силовиков, отнимающих любой мало-мальски успешный бизнес.
Санкции Запада как Дамоклов меч для всей экономики России
Как могут повлиять на российскую экономику западные санкции, все мы увидели в начале апреля. Попадание под реальные санкции США всего двух крупных олигархов привело к падению фондовых индексов и курса рубля.
Те курсы иностранных валют, с которыми мы живем сегодня, стали следствием всего лишь одного документа, выпущенного в Америке.
Очевидно, что западные санкции — это действительно сильный и серьезный инструмент давления на Россию, который есть у развитых государств мира. При очередных неадекватных с точки зрения цивилизованного мира шагах российской власти этот инструмент всегда может быть использован. А на какие шаги могут пойти люди у власти, давно и успешно оторвавшиеся от реальности, предсказать невозможно никому.
Чего ждать простому жителю России от 2018 года в целом
2018 год, вероятнее всего, будет мало чем отличаться от 2017 или 2016. Даже при том падении реальных доходов, которое фиксируется статистикой, оно происходит достаточно плавно, и люди успевают привыкнуть к нему. Экономика страны не имеет особенного потенциала для бурного роста и каких-то объективных причин к резкому обвалу. И такая ситуация, возможно, даже хуже, чем внезапный кризис. Россия будет медленно отставать от остального мира, а правящие страной люди будут думать только о том, как удержаться у власти, не рискуя предпринимать какие-то шаги к давно назревшему реформированию многих экономических и политических сфер жизни страны.