Федеральный закон 44-ФЗ — один из основных законов в системе госзакупок в России. Он регламентирует контрактную систему закупки товаров и услуг для нужд государства и муниципалитетов. Закон подробно описывают, как планируются и осуществляются закупки, как происходит мониторинг и контроль закупок, а также в каком порядке обжалуются действия заказчика.В 2018-2019 году закон меняется и совершенствуется, для чего уже принято множество поправок. Часть из них вступила в силу с 1 июля. Какие изменения в закон 44-ФЗ вступили в силу с 1 июля 2018 года, подробнее о поправках в законе в таблице изменений.
Основной смысл изменений 44-ФЗ
Главная суть тех изменений, которым подвергается закон 44-ФЗ — полный переход конкурентных закупок в электронную форму. Прежде существовал только электронный аукцион, теперь форм организации закупок в электронном виде стало больше.
Переход на обязательную организацию госзакупок только в электронной форме будет поэтапным.
Обязательными они станут только с начала 2019 года, а с 1 июля 2018-го начался переходный период, в течение которого участники закупок смогут работать как по-старому, так и по-новому, но им за эти полгода нужно перестроиться и адаптироваться к обновленному порядку.
С 1 июля 2018 года вступила в силу основная часть изменений в 44-ФЗ. В частности:
- в список требований к участникам добавили одно дополнительное — должны отсутствовать установленные законом ограничения для участия в закупках,
- в контракте теперь должны содержаться условия о том, что сумма, подлежащая уплате заказчиком, уменьшается на величину налогов и других обязательных платежей в пользу бюджета, если заказчик должен уплачивать такие платежи,
- что касается новых электронных закупок, то пока участие заказчиков в них добровольное, однако сам список форм закупок в электронном виде стал значительно шире, чем прежде.
Тем не менее, хотя с 1 июля 2018 года участие заказчиков в электронных закупках и не является обязательным, все же им нужно переходить на такую форму до конца года. С 1 января 2019 года госзакупки станут только электронными.
Чтобы перейти на электронную форму закупок, заказчикам необходимо в том числе получить аккредитацию на электронной площадке.
Что дает переход на электронную форму закупок
Специалисты говорят о нескольких важных преимуществах изменений в законе 44-ФЗ с 1 июля 2018 года:
- проводимые процедуры станут более прозрачными, заказчики не смогут договариваться с нужными поставщиками, исключается вероятность того, что конверты с заявками будут повреждаться, и их кто-то будет незаконно просматривать,
- меньше будет и других субъективных факторов в работе заказчика и комиссии,
- конкуренция госзакупок повысится, поскольку в них смогут участвовать поставщики из других российских регионов, а это и лучшие шансы для бизнеса, и экономия для бюджета,
- издержки участников на подготовку заявки и участие в конкурсе уменьшаются, а значит, и количество желающих принять участие увеличится, что также повышает конкуренцию.
Таблица изменений закона 44-ФЗ с 1 июля 2018 года
Основные изменения 44-ФЗ, вступившие в силу в середине 2018 года, представлены в следующей таблице:
Как было до 1 июля 2018 года | Как стало после 1 июля 2018 года |
---|---|
Отсутствовали определения электронная площадка, специализированная электронная площадка, оператор электронной и специализированной площадки. | Статья 3 пополнилась новыми определениями. |
Отсутствовал реестр участников закупок. | Такой реестр появился, его ведет Казначейство. |
Допускалась неквалифицированная электронная подпись. | Допускается только квалифицированная электронная подпись. |
Существовали каталоги товаров, работ и услуг | Единый каталог ТРУ, которым пользуются заказчики, описывая объекты закупок |
Размер обеспечения заявки — максимум 5% НМЦК | Размер обеспечения привязан к диапазону НМЦК |
Перечень единых требований к участникам закупок в ст. 31 ч. 1 содержал 10 пунктов. | Добавлен 11-й пункт о том, что участник закупок не должен иметь ограничений для участия |
Пеня для нарушителей сроков рассчитывалась исходя из ставки рефинансирования | Теперь используется ключевая ставка |
В законе не содержался минимальный размер НМЦК для требования обеспечения заявки | Минимальная величина НМЦК для такого требования — 1 миллион рублей. |
Существовало обязательство заказчика проводить открытый конкурс, кроме нескольких исключений | Требование утратило силу. |
невозможно найти то что ищешь, потому как много лишнего на за запрашиваемую тему