Несмотря на последние (хотя и не слишком уверенные и решительные) попытки реформировать рынок ОСАГО, автогражданское страхование в России так и находится в определенном кризисе. Страховые компании тихо ненавидят ОСАГО, особенно в отдельных регионах страны, но и сделать ничего не могут — даже уйти с рынка обязательного страхования для автомобилистов, поскольку это окажется еще более невыгодным в силу обязательств продолжать платить по остающимся обязательствам. Свежие новости сообщают о дальнейшем изменении правил страхования, которые ожидаются, в том числе и в наступающем году. ОСАГО в 2018 году: какие изменения готовятся, что может быть принято в течение года, выиграет или потеряет российский автолюбитель от очередной реформы.
Либерализацию ОСАГО будут проводить осторожно
Либерализацией страхования ОСАГО называют идею о том, чтобы передать страховым компаниям все полномочия по установлению цен на страховку и самих принципов, по которым эти цены будут рассчитываться.
В настоящее время все коэффициенты, которые используются при расчете стоимости страховки ОСАГО, включая те, что касаются поправки на регион страны и величину города, в котором живет автомобилист, устанавливает Центральный Банк страны. Страховщики не имеют никакого отношения к установлению цен, поэтому для самих автомобилистов, по большому счету, нет разницы, в какой компании страховаться — цены везде совпадают до копейки.
Страховщики, неся убытки по ОСАГО, в первую очередь из-за действия мошенников-автоюристов (как подсчитали в Союзе автостраховщиков, больше половины выплат по итогам 2016 года досталось именно им), хотели бы сами поучаствовать в установлении цен на страховку и использовать свои собственные коэффициенты для регулирования цен. Например, скидки не только за безаварийную езду, но и за отсутствие у автолюбителя штрафов.
Понятно, что скидки скидками, но главное, чего хотят страховые компании — это все-таки значительно поднять цены. Именно поэтому государство не торопится отдавать в руки страховщиков свои полномочия по установлению цен, а обещает подумать о либерализации, но так, чтобы интересы российского автолюбителя при этом были учтены.
На настоящий момент никаких конкретных мер официально не предложено, и Центробанк обещает вынести свои предложения лишь к весне 2018 года. Но из того, что может быть предложено ЦБ РФ, можно отметить следующие потенциальные новинки:
- отмена ненужных коэффициентов в ОСАГО или оставление их на усмотрение страховщика, речь о поправках на регион, на стаж вождения, на мощность двигателя, на наличие прицепа и т.д.,
- уточнения в расчете коэффициента КБМ за безаварийную езду,
- регулирование Центробанком только максимальной величины тарифа и максимальной выплаты.
Что из этих предложений будет вынесено Центробанком на обсуждение, а что — нет, пока говорить рано, дождемся весны.
Как победить мошенников
Как мы отметили выше, в 2016 году, по собственным оценкам автостраховщиков, так называемые автоюристы, которые часто действуют мошенническим образом, через суд получили у страховых компаний больше половины всех выплат, что были совершены.
Что такое автоюристы? Это люди, которые зарабатывают тем, что патрулируют по городам в поисках ДТП. Увидев дорожную аварию, они обращаются к находящимся в состоянии стресса водителям с предложением урегулировать для них все проблемы и отсудить у страховой компании полноценную компенсацию. Зачастую договор с водителем составляется таким образом, что тот впоследствии не может получить вообще ничего. Зато так называемый автоюрист, а по сути — мошенник, получает права на выплату за водителя и идет судиться со страховой компанией. Никаких законных оснований приструнить таких людей нет, судам не остается ничего, как массово удовлетворять их иски.
Разумеется, когда страховщики жалуются на подобное мошенничество, но борьбу с ним видят только в росте тарифов по ОСАГО, это вызывает большое недоумение. По сути, всем водителям предлагается содержать мошенников, с которыми государство не может (или не хочет) справиться.
Наконец простая мысль о том, что навести порядок на рынке ОСАГО и сделать страховку недорогой для водителя и при этом выгодной для страховых компаний, пришла в нужные головы. Что предлагается сделать:
- увеличение срока урегулирования убытков по ДТП, если есть признаки мошенничества,
- введение обязательной аккредитации для страховых комиссаров,
- участники ДТП будут подавать информацию об аварии с помощью мобильного приложения сами, подделать эту информацию не получится.
Мобильное приложение для водителей пока находится в разработке. Что же касается обязательной аккредитации для комиссаров — при должной реализации мера эта должна будет сработать и отсечь большую часть мошенников от ОСАГО.
Рост выплат по Европротоколу вдвое
Уже в конце декабря 2017 года Госдума утвердила двукратный рост выплат по Европротоколу. Теперь водители могут оформить ДТП самостоятельно, без вызова ГИБДД, при ущербе до 100 тысяч рублей (прежний предел — 50 тысяч). При этом должно совпасть сразу несколько факторов:
- в ДТП участвовало только два автомобиля,
- пострадавшие отсутствуют,
- никакое другое имущество не пострадало (например, не сбит дорожный знак),
- у обоих водителей есть действующий полис ОСАГО,
- оба водителя согласны по поводу того, что произошло и какие повреждения получили автомобили.
По прежним правилам оба водителя должны были быть согласны с тем, кто из них виноват в ДТП. Согласно новому закону, это не обязательно. Главное, чтобы была проделана фотосъемка последствия, а фотографии отправлены в страховую компанию через специальное мобильное приложение (оно также пока разрабатывается).
Другие изменения в ОСАГО с 2018 года
Важное изменение, которое ожидается относительно ОСАГО — увеличение коэффициента для тех, кто попался за езду в пьяном виде. Для таких водителей, помимо всех тех последствий, что их ожидают по административному кодексу, дополнительный штраф будет подготовлен и тарифной сеткой ОСАГО. Коэффициент для попавшихся в пьяном виде водителей может составить 5,0. То есть, такой водитель оплатит пятикратную стоимость базового тарифа ОСАГО в своем регионе.
Увы, но, по всей видимости, следом за этой жесткой, но здравой мерой, аналогично подорожают и полисы ОСАГО без указания списка водителей.
Небольшая корректировка ожидает и бланки ОСАГО. Несмотря на то, что новые бланки сами по себе должны были защищать от подделок, с 1 января на них появится дополнительный QR-код, который перенаправит на сайт с информацией по данному полису, чтобы можно было проверить его подлинность.