Обязательное страхование ответственности водителей — мера, обязательная во многих государствах. В России ОСАГО появилось довольно давно и несколько лет правила этого страхования оставались практически неизменными. В последнее время законодательство на этот счет стало пересматриваться так часто, что уследить за всеми нововведениями бывает тяжело. А также не вполне понятно, к чему все изменения ведут, кроме постоянного роста цены страховки. С 1 апреля 2020 года вступают в силу новые изменения правил ОСАГО, о которых стоит знать российским автомобилистам.
Какой документ изменил правила ОСАГО
Последние изменения, которые начали вступать в силу еще с 2019 года, регламентируются указанием Центробанка N 5000-У от 4 декабря 2018 года. Формально закон об ОСАГО не менялся, изменились подзаконные акты, которые его обеспечивают.
Часть изменений вступила в силу еще в прошлом году. Часть начала работать с 1 января 2020 года, а последняя порция нововведений станет актуальной в апреле.
Если свести суть изменений 2019-2020 года к нескольким главным принципам, то выглядят они так:
- скидка за безаварийную езду рассчитывается иначе;
- коэффициент зависимости цены полиса от возраста и стажа водителя стал более гибким;
- изменился коридор базового тарифа.
По поводу базового тарифа поясним. В свое время тариф был единым, и окончательная цена ОСАГО зависела только от примененных к этому тарифу коэффициентов. Какого страховщика выбирать — было вообще неважно. Затем Центробанк решил сделать рынок обязательного автострахования более конкурентным и ввел коридор тарифа — страховщики могут устанавливать свой собственный тариф в пределах этого коридора. Тем самым в разных компаниях цена полиса ОСАГО стала разной.
Приказом Центробанка этот коридор расширили. Но это всего лишь означает, что минимальная ставка стала ниже, а максимальная — выше. Разумеется, если страховая компания ориентируется на максимально возможный тариф, полис там в цене вырастает.
Однако статистика уже говорит о том, что для некоторых водителей стоимость полиса ОСАГО даже немного уменьшилась. Это произошло благодаря другим изменениям — в том числе корректировке коэффициента возраста и стажа.
КБМ пересчитывается в одну и ту же дату для всех
С 2019 года коэффициент КБМ для всех водителей изменяется с 1 апреля каждого года. А не при окончании срока действия старого полиса, как раньше. В 2020 году обновление КБМ с 1 апреля произойдет по новым правилам.
Основное изменение, которое вступает в силу — КБМ на следующий год будет рассчитываться по-новому для виновников ДТП. Причем количество аварий, которое устроил водитель за предыдущий год, будет прямо влиять на его КБМ. Чем больше ДТП — тем хуже КБМ. Три аварии за год означают максимально возможный КБМ (и максимально возможную цену нового полиса ОСАГО) для всех без исключения автомобилистов, каким бы хорошим ни был этот коэффициент раньше.
Коэффициент начали пересчитывать в единую дату для удобства. Прежние правила не предусматривали ситуацию, когда один и тот же водитель вписан в разные полисы ОСАГО, которые заключались в разные даты. В итоге в одном полисе был указан один КБМ, в другом — немного иной. Хотя оба полиса действовали одновременно.
Не до конца была отрегулирована ситуация, когда человек вообще не был вписан ни в один полис. Его КБМ мог становиться хуже, хотя автомобилист, к примеру, мог пользоваться полисом на неограниченное количество водителей и фактически перерыва в стаже не было. Теперь КБМ пересчитывают независимо от того, был вписан водитель в какой-то полис или нет.
Еще одна новинка затрагивает транспорт коммерческих организаций. Для разных автомобилей одного и того же юрлица тоже мог устанавливаться разный КБМ. Теперь этот коэффициент становится единым для всех транспортных средств, что зарегистрированы на организацию.
Изменения коэффициента от возраста и стажа
Старая таблица такого коэффициента была очень простой — она включала всего четыре категории. Сейчас таких категорий больше полусотни. А значит, таблица стала более гибкой.
По новым правилам полис ОСАГО становится дороже для молодых водителей с небольшим стажем. Возрастной водитель-новичок считается более безопасным автомобилистом, и для него полис будет стоить дешевле.
Водители с большим стажем по новой сетке получают небольшое преимущество — полис для них будет стоить чуть дешевле, чем по старой таблице.
Электронное ОСАГО и возможность выбора страховщика
Популярность электронных полисов ОСАГО в России растет. Оформить страховку можно самостоятельно через интернет, посещать офис страховщика и стоять в очередях больше не нужно. Это тем более значимо для тех регионов, которые фактически саботируются страховыми компаниями и где полисы под разными предлогами стараются не выдавать.
Российский союз автостраховщиков как мог боролся в свое время с этим саботажем. Если страховая компания при оформлении электронного ОСАГО заявляла об окончании лимита на такие полисы, клиент перенаправлялся на сайт РСА. Там проводилась своеобразная “лотерея”, и случайно выбранная страховая компания продавала автомобилисту полис.
Минусов у такой системы много. Главный, конечно — отсутствие выбора. В какой-то другой компании полис может быть дешевле, или там предоставляется более качественный сервис. Но приходилось заключать договор с той, которую назначил РСА.
Теперь выбор за пользователем остается. РСА больше не будет назначать страховщика принудительно. Автомобилист имеет возможность выбирать из разных компаний ту, которая нравится ему больше.
Как видим, изменений в правилах ОСАГО с 1 апреля 2020 года случится не так много, но все-таки они произойдут. В первую очередь заметят их те автомобилисты, которые за последний год совершили много ДТП. Для них полис подорожает очень существенно.