Итоговое сочинение используется в российских школах как форма допуска выпускников к ЕГЭ начиная с 2014-2015 учебного года. В принципе, ничего особенно сложного итоговые сочинения из себя не представляют — они оцениваются по зачетной системе, поэтому по факту достаточно получить удовлетворительную оценку, чтобы пройти это испытание. Само сочинение пишется зимой, а темы (точнее, направления тем) становятся известны уже в начале учебного года, так что и времени на подготовку остается более чем достаточно. Итоговое сочинение 2017-2018 учебного года: направления тем, объявленные ФИПИ, комментарии к каждой из тем, когда выпускники будут писать итоговое сочинение.
Даты итогового сочинения 2017-2018 года
Для начала уточним даты, когда выпускники будут писать итоговые сочинения в этом учебном году. Это 6 декабря, 7 февраля и 16 мая. Разумеется, большинство сделает это в декабре, две оставшиеся даты — запасные, для тех, кто по уважительным причинам не сможет написать сочинение в декабре либо получит неудовлетворительную оценку.
Обратим внимание на то, что темы итогового сочинения держатся в секрете до последнего. Пока что объявлены лишь направления тем, но это не конкретные темы сочинений. Для каждого часового пояса России темы будут своими, как это происходит в случае с ЕГЭ, где на каждом часовом поясе используются различные задания. Это сделано для того, чтобы информация о заданиях не распространялась, и западные регионы не получали бы преимущества перед восточными, а все находились бы в равном положении.
Время объявления тем сочинений — 15 минут до начала их написания.
Тематические направления итоговых сочинений 2017-2018 учебного года
1 сентября в прямом телеэфире были объявлены пять направлений тем для итогового сочинения начинающегося учебного года:
- “Верность и измена”,
- “Равнодушие и отзывчивость”,
- “Цели и средства”,
- “Смелость и трусость”,
- “Человек и общество”.
ФИПИ, разрабатывающий темы, прокомментировал каждую из них.
В направлении “Верность и измена” выпускникам предлагается порассуждать об этих человеческих свойствах как противоположных друг другу, с использованием литературных примеров, когда герои совершают нравственный выбор между данными категориями.
Аналогично с направлением “Равнодушие и отзывчивость”. На примере литературы можно порассуждать о том, как по-разному относятся люди к тому, что происходит вокруг них. Кто-то безразличен к несправедливости, а кто-то горячо против нее протестует и т.д.
Не менее важным направлением выступает и “Цели и средства”. Оправдывает ли цель те средства, что используются для ее достижения или нужно уметь соотносить одно и другое и предвидеть последствия своих действий, которые ведут к достижению целей.
В рамках направления “Смелость и трусость” выпускники могут порассуждать о том, как по-разному люди ведут себя в экстремальной ситуации. Как незаметный человек может совершать волевые и решительные поступки, а внешне смелый обычно герой напротив — оказываться безвольным.
Наконец, в тематике “Человек и общество” школьники имеют возможность поговорить о том, как общество оказывает влияние на человека, а человек, в свою очередь — на социум.