Объем государственного долга России прописан в бюджете страны на будущий год. Основная доля госдолга по бюджетному плану — это внутренний долг государства. Какой госдолг будет у России в 2019 году — какие параметры заложены в бюджет страны на следующий календарный год.
Каким будет госдолг России в 2019 году
В принятом бюджете страны на будущий год предусмотрен рост государственного долга России в сравнении с предыдущими годами.
В конце 2019 года госдолг России составит 11,612 триллиона рублей. Это более чем на один триллион больше, чем в начале года — согласно бюджету на 2018 год объем госдолга к концу текущего года не должен будет превышать 10,580 триллиона рублей.
Много это или мало? С точки зрения современной экономической теории — вполне нормально и безопасно для экономики страны.
Принято считать, что критический объем госдолга практически для любого государства с более или менее современной экономикой — 20% ВВП. Общий объем ВВП России в 2019 году, согласно бюджетному плану, должен будет составить 105,82 триллиона рублей. Соответственно, государственный долг — это около 11% валового внутреннего продукта, что вполне приемлемо.
В 2020 и 2021 году рост госдолга России продолжится. Согласно предварительному бюджету на этот период, в 2020 году государственный долг РФ вырастет до 13,5 триллионов рублей, в 2021 — до 15,176 триллионов.
Структура государственного долга России в 2019 году
Примерно три четверти госдолга РФ в ближайшие годы, согласно планам правительства — это долг внутренний. В 2019 году внутренний долг составит 74,5% общего объема госдолга, в 2020-м — 77,2%, в 2021-м — 78,3%.
Основные внутренние кредиторы государства — это негосударственные пенсионные фонды и страховые компании.
Именно на внутренних кредиторов, кстати, и рассчитывает российское правительство в случае обострения международных санкций и их распространения на российский государственный долг.
Так, в ноябре 2018 года замглавы Минфина Сергей Сторчак заверил журналистов, что Россия готова справиться с возможными санкциями против государственного долга, опираясь исключительно на национальных институциональных инвесторов (прежде всего, те самые НПФ и страховые компании).
Тем не менее, один из главных вопросов о российском госдолге накануне 2019 года — сможет ли государство привлечь достаточное количество средств от кредиторов. В будущем году планируется выпустить облигации федерального займа на сумму, вдвое превышающую показатели 2018 года — 2,4 триллиона против 1,2 триллиона.
Осенью 2018 года Минфин несколько раз не смог реализовать новые выпуски ОФЗ, поскольку на них не было спроса из-за опасности введения санкций против госдолга, а также излишне высокой доходности ОФЗ (что считается однозначно негативным признаком для инвесторов).