Не является секретом, что пенсии госслужащим с 1 января 2017 будут начислять по новому порядку. Хотя правильнее будет сказать, что новый порядок ожидает правила выхода госслужащих на пенсию.
Пенсии госслужащим в 2017 году
О том, к каким конкретно изменениям готовят пенсии госслужащим с 2017 года, последние новости, которые поступают из Госдумы и правительственных кабинетов, сообщают, что с начала года стартует постепенное повышение пенсионного возраста для чиновников. Повышение будет именно постепенным и плавным — его будут увеличивать на шесть месяцев каждый год. Планы эти построены аж на пятнадцать лет, и спустя полтора десятилетия госслужащие будут выходить в 65 лет (мужчины) или в 63 года (женщины). Кстати, нельзя не отметить то, что данная реформа предполагает, что чиновники отныне всегда будут отправляться на заслуженный отдых позже, чем остальные россияне. Их пенсионный возраст не просто повышается с каждым годом, но он непосредственно привязан к соответствующему показателю для рядового гражданина, оказываясь с каждым годом всё выше именно общей цифры. Поэтому при очень даже вероятном развитии событий, при котором пенсионный возраст повысят в целом по стране, госслужащие к 2032 году будут выходить на покой в ещё более зрелом возрасте, чем мы привели.
На самом деле, подобное развитие событий стоит держать в уме не только для справки, поскольку его вероятность весьма высока. Достаточно очевидным является то, что мера, принятая в отношении госслужащих, является лишь подготовительной. Это, по сути своей, артподготовка перед неизбежным повышением пенсионного возраста для всех россиян в целом. Каким бы непопулярным ни было такое решение, оно просто объективно назрело, и его необходимо будет принимать в достаточно обозримой перспективе. Из-за демографических особенностей российского общества число пенсионеров очень скоро сравняется, а затем и превысит число тех, кто пребывает в трудоспособном возрасте. А этот момент уже становится критическим, и государство просто не сможет в подобном случае исполнять свои обязательства по выплате пенсий. На данный момент такое решение оттягивается. Возможно, что оно уже запланировано, и нужно переждать лишь очередные президентские выборы, в преддверии которых раздражать население подобными шагами не хочется.
Ещё одна причина, о которой говорят, когда комментируют пенсионную реформу для госслужащих — это удержание на службе людей с огромным опытом. Косвенно об этом говорит и второй элемент реформы — необходимая для получения чиновничьей пенсии выслуга лет также повышается до 20 лет с существовавших прежде 15. Говорится о том, что остающиеся на службе опытные кадры способствуют если не повышению качества управления, то хотя бы его сохранению на определённом уровне. Возможно, это и так, но если посмотреть на вопрос с другой стороны, то видится минимум два спорных момента. Во-первых, опытные кадры могут иметь и негативный опыт и бюрократические порочные привычки к крючкотворству и коррупции, который они передадут молодым поколениям. Во-вторых, при всём уважении к старым кадрам, физиология человека такова, что в зрелом возрасте мало кто способен на нестандартные современные подходы и способность идти в ногу со временем, и государство рискует оказаться в положении позднебрежневского Советского Союза, закостенелость кадров которого вызывала одни насмешки и в итоге привела страну к разорению и развалу.
Что касается экономической составляющей пенсионной реформы для чиновников, то она явно не является доминирующей. Те 600 млн. руб., что сэкономит федеральный бюджет в 2017 году — не такая большая для него сумма.
Пенсии госслужащим в 2017 году: что в итоге
По сути, 2017 год становится началом реализации назревающего решения о повышении пенсионного возраста в России. Первой ласточкой становится подобная мера в отношении чиновников — власть как бы начинает с самой себя, что пропагандистски выстроено достаточно верно.
В принципе, с чисто экономической точки зрения действительно, с пенсионной системой в России что-то нужно делать, поскольку кризис в ней не за горами. Проблема лишь в том, что шаги государства в этом направлении выглядят достаточно непоследовательно и хаотично, в них не заметно системности. А это для такой тонкой сферы очень плохо и даже губительно. Дело в том, что пенсионная система любого государства должна быть предельно стабильной и консервативной, только так она может вызывать доверие у граждан, которые хотят понимать, по каким правилам они выйдут на пенсию через 30-40 лет. Российская власть же постоянно вносит какие-то коррективы, которые вызываются её текущими потребностями. В последние годы подобных шагов и вовсе было принято недопустимо много, и по сути, накопительная пенсионная система, придуманная государством, была им же и разрушена в тот момент, когда правительство начало бесстыдно забирать из кармана граждан их пенсионные накопления, ничего не обещая взамен. После этого любые, даже необходимые, меры, становятся дестабилизирующими.