На вопрос о том, каким бы родители хотели видеть своего ребенка в будущем, обычно среднестатистические мамы и папы отвечают, что хотели бы видеть его успешным, обеспеченным и живущим настоящей жизнью. У него должна быть квартира, машина и семья, не должно быть долгов. Они также упоминают моральные качества, такие как честность, доброта и трудолюбие. Родители начинают развивать интеллект и моральные качества ребенка с самого раннего детства, приводят его на развивающие занятия, учат делиться игрушками в песочнице, помогают с домашним заданием и создают систему мотивации для обучения.
Вас заинтересует: Tinkoff Junior — обзор дебетовой карты для детей: тарифы и условия в 2024 году
Финансы — это большая проблема. В нашем обществе все еще преобладают старые представления о том, что деньги развращают. То есть, если ребенок будет избалован деньгами, то он не будет учиться, и он будет тратить средства на всякую ерунду. Финансы становятся табу в семье, родители стесняются говорить о бюджете, ипотеке, налогах и других финансовых проблемах. При этом многие не знают, как научить своего ребенка быть финансово грамотным, чтобы в 18 лет он не оформил на себя кредит в несколько десятков тысяч. Получается противоречие: взрослые хотят, чтобы дети были успешными и обеспеченными, но не говорят с ними о деньгах и не учат их правильно ими пользоваться.
Давайте разберемся, можно ли вознаграждать детей за учебу и выполнение домашних обязанностей и узнаем, как это может повлиять на их будущее. Также мы развеем несколько распространенных мифов и предоставим алгоритм для развития навыка финансовой грамотности у ребенка, который к 18 годам уже сможет зарабатывать и правильно тратить деньги.
Мифы: родительские страхи про детей и деньги
Из-за разнообразных мнений и устоявшихся стереотипов многие родители не могут обучить своих детей финансовой грамотности. Более того, часто они сильно ограничивают ребенка и просто не дают ему деньги в руки. Подавляющее большинство родителей убеждены, что давать ребенку деньги за помощь по дому или хорошие оценки категорически нельзя, но так ли это на самом деле? Попробуем ответить на этот вопрос исчерпывающе.
Результат обучения в школе не знания, а деньги
Вполне обоснованное замечание: ребенок посещает школу, чтобы получить знания. Если за пятёрки начать платить, то значение образования утратится. Это верно, но только при однобоком рассмотрении вопроса.
Давайте перенесем эту идею на сферу взрослой жизни. Предположим, вы занимаетесь чем-то общественно полезным, например, лечите людей. Представьте, что государство предоставляет все необходимые ресурсы вместо зарплаты: жилье, еду, одежду и некоторые развлечения. Вы будете ценить свою работу, свой труд и то, что делаете? В то же время пациенты всегда могут сказать: «вы должны нас лечить, ведь вы приносили клятву Гиппократа». Идеальный врач работает ради идеи, потому что он любит приносить пользу обществу, ему приносит радость благодарность здоровых пациентов, а профессиональный рост доставляет удовлетворение, а деньги являются приятным дополнением и от этого никуда не деться.
У учащихся возникают схожие обстоятельства. Разные факторы мотивируют ребенка учиться – его интерес, стремление поступить в престижный вуз, желание не отставать от одноклассников, ожидание похвалы и удовлетворение от решения сложных задач. Деньги не играют главную роль в списке мотиваций. Они лишь являются дополнительным стимулом, поддерживая ребенка на требуемом уровне, когда другие ценности ослабевают. Родители могут предоставлять или прекращать финансовую поддержку в зависимости от обстоятельств – это никак не навредит, а лишь принесет пользу.
Взрослые люди могут служить примером. Если человек стремится только к деньгам, это не правильно. То же самое относится и к детям. Если деньги являются единственным стимулом, который ими движет, то они не смогут долго продержаться и достичь результатов, но если у ребенка есть иные виды мотивации, то деньги не помешают ему в учебе и развитии.
Родители, отказывающиеся от идеи платить за пятёрки, успешно применяют правило: если ребенок заканчивает четверть без троек, они покупают ему велосипед или планшет. Это также материальное поощрение. К таким поощрениям многие относятся лояльно, а вот денежные поощрения многие до сих пор расценивают неоднозначно.
Ребенок перестанет что-либо делать бесплатно
Вполне нормально требовать справедливую оплату за свои профессиональные навыки. Несомненно, каждый знает несколько талантливых специалистов, работающих за гроши, поскольку чувствуют себя неуютно при просьбе о деньгах. Они не осознают стоимость своих трудов (рабочих часов) или вообще полагают, что их труд не имеет цены.
Если ребенок научится оценивать свои усилия еще в детстве, во взрослой жизни его никогда не заставят соглашаться на тяжелую работу без оплаты. Запросы вроде «сделай мне что-либо бесплатно» будут отталкиваться. Иными словами, никто не будет эксплуатировать ребенка, поскольку он уже с детства знает, сколько стоит его труд и время.
Если родители испытывают опасения по поводу того, что их ребенок больше не будет заниматься уборкой в своей комнате бесплатно, они могут установить некоторые правила:
- Одно из них – есть определенная домашняя работа, которую необходимо выполнить, потому что никто другой не сделает это за него. В числе подобных задач – уборка своих вещей, пылесосить в комнате, мыть за собой посуду, заправлять постель.
- Если ребенок выполняет дополнительную работу, это будет оплачиваться по оговоренной ставке. Например, можно оплатить чистку ковров, стирку штор, ремонт стульев и прочее.
- Родители продолжают обеспечивать базовые потребности ребенка (питание, одежда и образование).
Если ребенок испытывает желание приобрести что-то, не входящее в перечень базовых потребностей, ему придется самостоятельно это оплачивать. Зарплата ребенка не подвергается индексации. Изменение расценок происходит не чаще, чем раз в год и на минимальную сумму.
Ребенок будет тратить деньги на ерунду
Абсолютно так и произойдет, но родители должны спокойно на это реагировать. Это деньги ребенка, которые он заработал – это важно понимать.
Первые деньги, заработанные ребенком, будут потрачены на всякую ерунду: конфеты, шоколадки или колу. Рано или поздно, у ребенка формируется логическая связь: заработать деньги – трудно, тратить их на мелочи неинтересно, и это мешает накопить на крупные желаемые покупки.
Иногда проблему нужно представить наглядно. Можно визуализировать бюджет ребенка. Показать, сколько денег он заработал за месяц, сколько у него осталось и что он помнит о том, что купил. Например, один ребенок очень любил резиновые мячики, которые можно было купить в автомате.
Как только наберется сумма в 20 рублей, он идет в ближайший магазин, чтобы купить шарик. Со временем он собрал целую коробку таких мячиков. Мама пересчитала шарики, умножила их количество на 20 рублей и получила 1 000 рублей. После этого мальчик больше не покупал шарики. Он понял, что 1 000 рублей можно потратить на что-то более полезное, например, на настольную игру.
Это важный момент обучения финансовой грамотности. Если пропустить этап транжирства в детстве, когда ребенок вырастет, он может начать тратить деньги без разбора. Лучше экспериментировать с небольшими суммами, чтобы расходы в период обучения не были существенными.
Вместо учебы ребенок будет зарабатывать
Это не исключено, но у родителей есть возможность обратить ситуацию в свою пользу и ввести плату за обучение. Важно поощрять не за текущие оценки, а за особые достижения и успехи в учебе, такие как отличная работа над проектом, участие в олимпиаде, отличное выполнение контрольных работ.
Если ребенок решил зарабатывать на домашних делах, можно схитрить. Плата за учебу должна быть значительно выше, чем за выполнение домашних заданий. Так дети смогут осознать, что интеллектуальный труд не требует физических усилий, но приносит большие деньги.
Из-за денег ребенок может стать жертвой мошенников или хулиганов
Взрослые всегда сталкиваются с подобными опасностями. Важно объяснить ребенку, какие действия разрешены, а какие – запрещены: как отвечать на звонки мошенников, что делать, если хулиганы нападают. Это также является одним из этапов обучения финансовой грамотности.
Помните – все это рассчитано на достижение больших успехов в будущем. Если ребенок потеряет 1 000 рублей из-за необдуманных поступков, это незначительная потеря, станет уроком на всю жизнь. Взрослым, владея большими суммами средств, он будет осторожнее.
Ребенок будет покупать что-то запрещенное
Если ребенок или подросток становится зависимым от сигарет, эта проблема не заключается только в финансах. Вредная зависимость формируется из-за абсолютно других факторов: окружение, ценности, самооценка и самоопределение.
Дети больше взрослых ценят заработанные деньги и предпочитают копить, а не тратить их, особенно если у них есть постоянный источник доходов. Родители могут научить ребенка копить на что-то полезное и интересное.
Как развивается отношение ребенка к деньгам и взаимосвязь с ними
Взаимоотношения ребенка с деньгами проходят через несколько этапов:
- Младенец. В начале своей жизни ребенок ничего не знает о деньгах. Он полностью зависит от родителей, которые удовлетворяют его потребности.
- Дети 3-5 лет. В этом возрасте дети уже начинают понимать, что деньги позволяют купить что-то приятное, например, машинку. Однако источник появления денег им пока неизвестен.
- Ребенок 6 лет. К этому моменту дети узнают, что родители ходят на работу, чтобы заработать деньги, которые потом тратят в магазине на еду и игрушки.
- Дошкольник. Обычно в возрасте 5-7 лет дети начинают интересоваться арифметикой и учатся цифрам, основным арифметическим операциям, таким как сложение и вычитание. Это помогает им лучше понять, как работает система денег и обмена.
- Младшие классы. В начальной школе детям выдают карманные деньги, чтобы научить рациональным тратам и планированию расходов. Например, каждую неделю ребенку дают 500 рублей на все его детские нужды – проезд, столовая и мелкие расходы. Если ребенок уже в понедельник всё потратил, то остаток недели ему приходится ходить пешком и есть бутерброды из дома. Важно не идти на поводу и не дать дополнительных денег, чтобы не научить его кредитованию. Можно одолжить минимальную сумму, например, на проезд на автобусе, если нужно ехать далеко. На следующей неделе рекомендуется вычесть эти деньги из бюджета. В начальной школе дети начинают самостоятельно посещать магазины, выполняя поручения своих родителей. Рекомендуется начать с одной покупки и постепенно увеличивать список. Если ребенок совершит ошибку и потеряет деньги, не стоит наказывать его – такие ситуации случаются со всеми. Просто следует избегать выдачи больших сумм денег. Сдачу можно позволить ребенку оставить себе – это будет дополнительным стимулом для хождения за покупками.
- Возраст от 8 до 15 лет. В это время дети начинают осознавать разницу между дорогими и дешевыми вещами. Чтобы помочь им в этом понимании, родители могут использовать различные методы. Один из них – визуализация. Например, если ребенок попросит дорогой планшет, родители могут показать ему, сколько времени им потребуется поработать, чтобы его купить. Родители могут показать ребенку семейные расходы, чтобы он задумался о том, чем придется пожертвовать семье, если сделать такую покупку. Так, родители не просто говорят «денег нет», а передают ребенку опыт ведения бюджета и показывают, на что уходят деньги.
Практика показывает, что дети часто не понимают, как и на что их семья тратит деньги. В возрасте от 10 до 12 лет, родители могут показать детям различные возможности заработка. Например, они могут научить их сдавать макулатуру, продавать старые вещи на популярных площадках вроде «Авито» или оказывать мелкую помощь соседям.
Интересный факт: одна мама, рассказывала, что ее ребенок уже с начальной школы начал зарабатывать деньги. Он собирал макулатуру у соседей, собирал яблоки в заброшенных садах и продавал их на улице, распродавал ненужные вещи из дома. К концу начальной школы, у этого ребенка уже был собственный сейф с накоплениями, и даже инвестиционный счет.
Параллельно, общаясь с ребёнком о разных способах заработка и важности вложенных усилий, можно предложить ему несколько примеров. Если ребенок замерз на улице, раздавая листовки, можно ненавязчиво подсказать, что существуют виды работ, которыми можно заниматься в тепле. Также можно обсудить перспективы заработка. Например, можно открыть hh.ru и сравнить зарплату квалифицированного специалиста с образованием и без. Если это не впечатляет, можно привести примеры расходов, которые понятны ребенку. Например, можно рассказать, что водитель маршрутки зарабатывает 50 000 в месяц за 12-часовую смену. Работа IT-специалиста может быть очень нервной и не всегда приятной, но они имеют возможность зарабатывать от 100 000 до 150 000 рублей в месяц за 8-часовую смену при гибком графике и возможности работать из любой точки мира.
Вас заинтересует: ТОП-11 дебетовых карт для детей и подростков с 6 лет в 2024 году
Когда ребенок достигнет 15-летнего возраста, можно помочь ему заработать собственные «большие» деньги, но важно дать ему возможность проявить себя самостоятельность. Ребенок должен самостоятельно договариваться о работе, работать и получать деньги. Только так человек заработает достаточно большую сумму и не захочет зарабатывать меньше. Планка заработка будет постоянно расти, а достижения, которые получены самостоятельно, приносят максимальное удовлетворение.
Многие предприниматели, которые сейчас успешны, помнят, каким был их первый заработок в детстве. Например, основатель компании «Евросеть» Евгений Чичваркин начал с продажи сигарет поштучно, а затем открыл палатку на рынке.
От финансовой грамотности зависит успех ребенка в будущем, поэтому не стоит избегать знакомства детей и денег. Чем раньше оно случится, тем быстрее произойдет оценивание денег как важного инструмента. Дети, имеющие карманные деньги и умеющие их зарабатывать с ранних лет, более успешны во взрослой жизни.