Стараясь поднять прибыль в сфере POS-кредитования (кредиты на товары), финансовые учреждения все охотнее экспериментируют и пробуют заходить в неизведанные ниши. К примеру, большие игроки стали предоставлять кредиты на мототехнику, жилые дома, медицинские/образовательные услуги и прочие, до этого не попадавшие под кредитование сферы. Но аналитики полагают, что для банковских организаций проникновение в новые сферы понесет дополнительные затраты и имиджевые риски.
Диверсификация – дело тонкое
Про то, что серьезные игроки рынка товарных кредитов стали активнее диверсифицировать свои портфели и предоставлять большое количество ссуд на нестандартные направления. Классические сегменты для направления POS-кредитования – это:
- бытовая техника/электроника,
- мобильные телефоны,
- дорогая брендовая одежда (дубленки/шубы)
- товары для дома/ремонта.
Но данные сегменты близки к пресыщению, что подталкивает кредитные организации пробовать новые ниши.
По сведениям агентства Frank RG, на 1 июля 2019 года портфель POS-кредитов составлял 258 миллиардов руб. За год он стал больше лишь на 8,5%, в то время как год назад прирост составил 15%, а 2 года назад – 18,5%.
Как работают лидеры рынка
У самых крупных представителей данного сегмента, «Хоум Кредит», Почта-банк и ОТП-банк (50% портфеля), доля неклассических кредитов постоянно увеличивается. Среди направлений, развивающихся в последнее время, выделяются детские и спорттовары, образовательные онлайн-услуги, товары для дома и ремонта, рассказывают в «Хоум Кредит». Как рассказали в Почта-банке, год назад эта организация стала работать с быстровозводимыми домами – ожидается, что в ближайшие 1-2 года данный сегмент станет занимать в Почта-банке около 9% общего портфеля POS-кредитования. В ОТП-банке рассказали, что у них развиваются специфические для этого банка сегменты – туризм, медицина, образовательные услуги, а доля неклассических сегментов занимает порядка 10% выдач POS-кредитов.
Что у более мелких игроков?
Более мелкие представители рынка подходят к подбору новых направлений консервативнее или лишь начинают задумываться о выходе в нестандартные сегменты. Обычно у них доля подобных кредитов в общем портфеле в разы меньше, нежели у лидеров. Подобные сегменты для кредитных учреждений – это услуги медицины/стоматологии, фитнеса, обучения иностранным языкам, товары для спорта/отдыха. В числе организаций, планирующих развивать POS-кредиты в сфере обучения, находится МТС-банк. Также этот банк вскоре запустит пробный проект с сетью ювелирных украшений. Как рассказали в банке «Ренессанс Кредит», из новых направлений они активно развивают сегмент мототехники. Причем новые направления могут нести дополнительные риски для кредитной организации – как кредитные, так и репутационные. Например, в 2019 году банк «Русский стандарт» не открывал в POS-кредитовании новых направлений, в которых непонятны риски, поскольку эта организация исповедует бизнес-модель, в основе которой – принцип невысоких ставок при небольших рисках.
Аналитики полагают, что POS-бизнес в последнее время сильно трансформируется – часть данного бизнеса идет в карты, включая карты рассрочки. Ряд POS-банков, стараясь сократить издержки и переходя на брокерскую модель, что тоже изменяет ландшафт рынка. Причем для кредитных учреждений поиск новых направлений кредитования является весьма затратным – в него входят оценка рынка, разработка новых продуктов, подготовка работников. Причем любая ниша ограничена по объему и не во всех люди привыкли оформлять кредиты, что означает то, что потребуется инвестировать дополнительные деньги в раскрутку данных направлений. Также после нашумевших историй с оказанием недобросовестных услуг, скажем, медицинских, банковские учреждения должны внимательнее относиться к верификации контрагентов, в противном случае это понесет серьезные репутационные риски.