Проблема незаконной тонировки автомобилей в России, особенно в отдельных ее регионах, продолжает стоять так же остро, как и несколько лет назад. Водители самовыражаются не искусством вождения или знанием правил дорожного движения, а безвкусным “украшательством” своих автомобилей. ГИБДД при этом мало что может сделать, поскольку штраф за ту же незаконную тонировку настолько мизерный, что водители устраняют нарушение, оплачивают штраф и снова наклеивают тонировочную пленку на стекло. Узнаем, стал ли выше штраф за незаконную тонировку с 1 января 2018 года, стало ли наказание за повторное нарушение более высоким, будут ли отнимать права за незаконную тонировку.
Какая тонировка является правильной, а какая — нет
Российские законы в принципе допускают тонировать стекла автомобилей, но все зависит от того, насколько темная та пленка, которая нанесена на стекла, а самое главное — на какие конкретно стекла автомобиля пленка наклеена.
Что касается заднего стекла и боковых стекол на дверях задних пассажиров легкового автомобиля, ограничений нет вообще никаких. Считается, что водитель может обойтись без этих окон вообще, были бы установлены боковые зеркала. Если оба боковых зеркала на месте — сзади окна можно тонировать как угодно, вешать шторки и т.д. Хоть краской закрашивайте, если вам так нравится.
Другое дело — лобовое стекло и стекла дверей переднего ряда. Через эти окна водитель оценивает дорожную ситуацию, а ее он обязан видеть хорошо, и ничто не должно ему при этом мешать.
Технический регламент безопасности, действующий в России и других странах таможенного Союза, устанавливает для передних стекол автомобилей следующие нормы:
- светопропускание всех передних стекол автомобиля должно быть как минимум 70 процентов,
- в верхней части лобового стекла может наклеиваться полоска темной пленки шириной до 14 см — ее светопропускание никак не регламентируется, она может быть какой угодно темной.
Обратите внимание, что в действующем техрегламенте установлена одинаковая для всех передних стекол норма светопропускания.
И лобовое стекло, и стекла передних дверей должны пропускать не менее 70 процентов света. Иногда говорится о 75 процентах для лобового стекла, это неверная информация.
Помимо допустимой степени затемнения техрегламент говорит и о следующих вещах, которые относятся к тонировке:
- допустимая легкая тонировка ветрового (лобового) стекла не должна искажать белый, желтый, красный, зеленый и голубой цвета — это важно для безопасности, поскольку водитель должен отчетливо видеть сигналы светофоров и световых маячков на автомобилях скорой помощи, пожарной охраны, полиции и т.д.
- покрытие ни одного из стекол, включая задние, не должно быть зеркальным.
Об этих нормах говорится реже, но помнить о них также необходима.
Какой штраф за неправильную тонировку действует с 1 января 2018 года
Сумма штрафа пока не изменилась, и в начале 2018 года она равна 500 рублям независимо от того, в который раз было установлено такое нарушение.
Тем не менее, еще с прошлого года в Государственной Думе рассматривается законопроект по поводу повышения суммы штрафа. Пока депутаты заняты какими-то более важными законопроектами, и изменение суммы штрафа за неправильную тонировку зависло на этапе пройденного первого чтения.
Второе и третье чтение планируется провести весной, так что к лету 2018 года, вполне вероятно, поправки начнут действовать. Если их примут, штраф будет таким:
- 1.500 рублей — за первое нарушение правил тонировки,
- 5.000 рублей — за повторное нарушение в течение 12 месяцев после первого.
Что касается лишения прав за неправильную тонировку, о такой мере говорилось, но в законопроект она не попала.
В целом это, конечно же, верно, поскольку любые новые статьи, предусматривающие лишение водительского удостоверения — это новые возможности для коррупции в ГИБДД. Для того, чтобы у инспекторов не было соблазна намекать водителю на возможность договориться на месте и остаться с правами, от такой нормы решили воздержаться.