Ксеноновые лампы в автомобильных фарах могут устанавливаться только если это предусмотрено производителем транспортного средства. С точки зрения российского законодательства все остальные случаи установки ксенона — это вмешательство в конструкцию, которое может быть опасно для других участников движения. Соответственно, предусмотрено и наказание за это нарушение. Какой штраф за ксенон предусмотрен в 2019 году, чем рискует автомобилист, который устанавливает такие лампы в фары, если это не предусмотрено заводом-изготовителем.
Какой штраф положен за ксенон в 2019 году
Наказание за нелегальную установку ксеноновых ламп в фары напрямую в административном кодексе не прописано. Оно определяется косвенно, через один из пунктов статьи, вводящей санкции за управление неисправным транспортом или управление при условиях, когда его эксплуатация запрещается.
Никаких хороших новостей для любителей “левого” ксенона при этом нет. Штраф за ксенон в 2019 году не полагается, за это нарушение следует более серьезное наказание в виде лишения прав.
Хотя, как мы говорили, напрямую установка ксенона как нарушение в законе не прописана, инспекторы ГИБДД и суды трактуют это как нарушение, описанное в статье 12.5, пункт 3 КоАП РФ.
В этом пункте идет речь о неправильной эксплуатации световых приборов. В частности, о том, что спереди автомобиля не могут использоваться световые приборы красного цвета, а также световые приборы, цвет и режим работы которых не отвечает требованиям, описанным в приложении к ПДД.
Санкция за это нарушение — лишение водительского удостоверения на срок от 6 месяцев до 1 года.
Как мы уже говорили, и инспекторы ГИБДД, и, что самое важное, суды трактуют установку ксенона именно через этот пункт КоАП. Поскольку лишить водителя прав может только судья, все дела по ксенону попадают в мировые суды.
Альтернативный взгляд на проблему
Многие юристы не согласны с такой трактовкой и говорят о том, что суды поступают слишком вольно. В третьем пункте статьи 12.5 речь идет как минимум о том, что световые приборы для лишения водителя прав должны одновременно не соответствовать правилам по цвету и режиму работы. Ксеноновые лампы чаще всего светят белым светом, как и положено. Что касается режима работы, то трактовка тоже вольная — если лампа не мигает, а горит ровно, странно говорить о неверном режиме ее работы. Хотя чаще всего суды трактуют эту сторону так — установка не предусмотренных конструкцией ламп означает вмешательство в режим работы.
Многие юристы говорят о том, что наказание за ксенон должно назначаться не по пункту 3, а по пункту 1 все той же статьи 12.5.
А первый пункт статьи 12.5 — самый легкий, по нему нарушителю положено предупреждение или штраф в 500 рублей. С учетом 50-процентной скидки при оплате в первые 20 дней после вынесения, штраф и вовсе должен составлять 250 рублей.
Увы, но на практике добиться переквалификации наказания за ксенон с лишения прав на штраф очень сложно, а то и невозможно. С одной стороны, суды по-своему правы — автомобилисты, которые стремятся выделиться в потоке не знанием ПДД, а яркими лампочками, могут представлять опасность. В ночное время ксеноновые лампы способны ослепить водителя встречного автомобиля, что вызовет аварийную ситуацию.
Но с другой стороны, суды по сути развязывают руки инспекторам ГИБДД и дают лишнюю возможность требовать взятку. За то, чтобы инспектор закрыл глаза на нарушение и не составил протокол, по которому водителя лишат прав на полгода-год, многие автомобилисты будут согласны заплатить.
По-хорошему ситуация с ксеноном требует какой-то большей ясности. Либо закон должен быть исправлен так, чтобы из него ясно следовала та или иная санкция за установку таких ламп. Либо Верховный Суд должен четко прояснить для всех нижестоящих судов, как должно трактоваться такое нарушение согласно действующим нормам КоАП.