Госдума в ближайшие дни рассмотрит во втором чтении проект закона о новых правилах регистрации транспортных средств в России. Этот законопроект — один из тех, что лежат в Думе очень давно. Он был внесен еще в пятом созыве Думы, первое чтение провел шестой созыв, а второе будет проводить уже седьмой состав Государственной Думы РФ. По всей видимости, на этот раз закон все же примут, поэтому автолюбителям стоит знать некоторые нюансы, которые начнут работать достаточно скоро. Новые правила регистрации автомобилей могут быть приняты уже в 2018 году — что изменится для автомобилистов в скором времени.
Как будет выглядеть регистрация автомобилей по новым правилам
В первую очередь новые правила регистрации транспортных средств затронут покупателей новых автомобилей в салонах. Это около 2-2,5 миллионов человек ежегодно.
Суть новых правил в том, что автодилеры смогут самостоятельно регистрировать автомобили в ГИБДД, и покупателю не придется проводить регистрацию купленной автомашины. Регистрация автомобилей станет одной из услуг автодилеров. Предельная стоимость регистрации будет регулироваться государством — верхнюю планку цены такой услуги установит ФАС.
Если у покупателя нового автомобиля не возникнет желания пользоваться этой услугой дилера, он сможет поставить автомобиль на учет самостоятельно, старым способом. Для этого нужно будет поехать в отделение ГИБДД и пройти всю процедуру регистрации так, как это и происходит сегодня.
Таким образом, сильно по карману автомобилистов новые правила регистрации ударить не должны. Скорее всего, автодилеры не будут устанавливать чересчур высокую стоимость за эту услугу, даже если ФАС установит высокую планку. Услуга дилера наверняка будет чуть дороже, чем у государства, и лишние несколько сотен рублей станут платой за удобство.
Впрочем, о точных суммах пока говорить рано, поскольку закон находится в стадии принятия, и ФАС даже не занималась этим вопросом.
Автодилеры, если им будет интересна такая услуга (а любому серьезному дилеру она должна быть интересна, поскольку покупателю удобнее идти туда, где он купит автомобиль с готовыми госномерами), должны будут получить определенный статус и зарегистрироваться в специальном реестре “специализированных организаций”.
Для получения такого статуса дилер должен иметь договор с автопроизводителем, иметь помещение и штат квалифицированных сотрудников. То есть, тем самым отсекаются серые дилеры и прочие сомнительные организации, которые не будут допущены до права регистрировать автомобили за клиента в ГИБДД.
Новые правила получения госномеров на автомобиль
Новый закон также в корне изменит процедуру получения госномеров на автомобиль. После его вступления в силу в России появятся два разных понятия: государственные регистрационные номера и государственные регистрационные знаки.
ГИБДД будет только назначать номер на автомобиль в виде сочетания букв и цифр. А вот сами металлические знаки ведомство выдавать уже не будет. Чтобы получить “номера” физически, автомобилисту нужно будет обращаться к изготовителям.
Уже сейчас изготовление дубликатов номеров доверено частным компаниям (в свое время это стало в том числе способом борьбы с мошенниками, которые снимали госномера с автомобилей и требовали у владельца выкуп). По всей видимости, именно они и будут изготавливать все регистрационные знаки в принципе.
Насколько выиграет или потеряет от такого нововведения государство и, в частности, МВД, сказать сложно. С одной стороны, госномера и сейчас производится специальными сторонними компаниями, и в среднем по стране МВД отдает производителем 400-500 рублей за комплект номеров. Но с другой стороны, госпошлина за регистрацию нового автомобиля и выдачу знаков составляет 2.000 рублей, так что расходы на покупку знаков окупаются в любом случае. А вот разницу МВД потеряет.
Разумеется, после передачи функции регистрации новых автомобилей автодилерам МВД сэкономит еще и на штате. Отдав часть своих полномочий, ГИБДД или сократит штат, или займет сотрудников другой работой. Поэтому экономический эффект оценить в любом случае тяжело.
Любопытно, что новые правила будут распространяться только на новые автомобили. Даже если тот же автодилер продает подержанные авто по системе trade-in, он не сможет помочь покупателю с постановкой его на учет.
Позволит ли новый закон выбирать красивый номер для автомобиля
Законопроект, который включает в себя новые правила регистрации автомобилей в России и некоторые другие нюансы владения автомобилем, рассматривается Думой довольно давно. Он был внесен еще в 2011 году, а первое чтение прошло в 2013 году. В проекте изначально была заложена новая возможность — официально покупать у ГИБДД по более высокой цене “красивые” госномера.
Красивыми у многих российских автомобилистов считаются, например, зеркальные сочетания букв и особенно цифр (282, 343, 191 и т.п.), номера с тремя одинаковыми цифрами (555, 777 и т.п.). Самый “шик” — три одинаковые буквы и три одинаковые цифры (а777аа, в555вв и т.п.).
Проект закона в его изначальном виде предлагал продавать такие номера по методу аукциона. Сейчас эта норма из законопроекта исчезла.
Как пояснили журналистам в МВД, ведомство не хочет вводить рыночные отношения. С одной стороны, такая позиция понятна, но с другой — не секрет, что “красивые” номера сейчас попросту покупаются. И продают их те, кто распоряжается выдачей госномеров — сотрудники ГИБДД. Фактически это является одной из форм коррупции, но МВД закрыть такую возможность не захотел.
Любопытно, что поручение ввести аукционы по продаже “красивых” номеров на автомобили давал в том числе и президент страны.
Электронные ПТС впервые будут упомянуты в законе
Несмотря на то, что уже сейчас в России существуют ПТС в виде электронного документа, это считается экспериментом.
В законодательстве упоминания электронного ПТС пока нет, и новый закон, который рассматривается сейчас Думой, будет его содержать. Электронные ПТС приобретут окончательный законный статус.
Принудительно переводить автомобилистов на электронный документ никто, конечно, не собирается. Сейчас такие ПТС оформляются только на новые автомобили, которые продаются в автосалонах. Со временем, в силу естественного обновления автопарка россиян, электронные ПТС постепенно станут основной формой для этого документа.
Какие еще поправки в законе будут интересны автомобилистам
Во-первых, новый закон должен будет закрыть лазейку, которой пользовались некоторые автовладельцы. Они регистрировали автомобиль на ребенка, и им не приходили штрафы с камер видеофиксации. Дело в том, что такие штрафы приходят на собственника автомобиля, а административный кодекс запрещает штрафовать детей. По новому закону владельцем может быть только человек старше 16 лет.
Во-вторых, новый закон позволит разобраться с ситуацией, когда кузов старого автомобиля прогнил в местах, где указан его номер. Прежде эта ситуация была довольно тяжелой и почти неразрешимой для владельца автомобиля. Новый закон позволит наносить на кузов дополнительную маркировку.
Когда вступят в силу новые правила регистрации автомобилей и другие новинки закона
По всей видимости, в 2018 году Дума успеет принять закон в оставшихся двух чтениях. 17 июля должно будет состояться второе чтение закона, останется только третье. Оно обычно считается чисто техническим и проходит довольно быстро.
Совету Федерации и президенту останется лишь одобрить новый закон, который изменит правила регистрации новых автомобилей и внесет описанные выше поправки в законодательство.
Тем не менее, в 2018 году закон вряд ли вступит в силу. Вероятнее всего, он начнет работать с самого начала 2019 года. До этого работают старые нормы законодательства, и ориентироваться пока нужно именно на них.