У работодателей было достаточное количество времени, чтобы подготовиться к изменениям в трудовом законодательстве, которые вступили в действие с 1 января 2021 года. Мы имеем в виду не только анонсированное повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ), что должно поспособствовать увеличению размеров заработных плат. Работодателям будет предложена новая система кадрового учета, а также будет предоставлена возможность временно переводить работников на дистанционный режим работы, что весьма актуально в нынешних реалиях.
Вас заинтересует: Самая выгодная ипотека на новостройки в 2024 году
Увеличение МРОТ
По итогам второго квартала 2020 года прожиточный минимум для трудоспособных граждан России составил 12392 рублей. Отныне это является новым федеральным МРОТ, которым будет необходимо руководствоваться организациям при расчете размеров заработных плат наемных сотрудников. В рамках существующего законодательства все субъекты Российской Федерации наделены правом самостоятельно назначать величину данного параметра. Так, в Москве в 2021 году МРОТ составит 20195 рублей. В общем региональная «минималка» в большей части случаев больше определенного Министерством труда и социальных отношений уровня МРОТ за счет применения так называемых районных коэффициентов.
Если будет установлено, что у работодателя заработная плата меньше определенного законодательством уровня, то он должен будет заплатить штраф (в соответствии со ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях). В перспективе законодатели запланировали внести изменения в законодательство, дабы получить возможность назначать часовой МРОТ для сотрудников, которые трудятся в режиме неполного рабочего дня.
Электронные трудовые книжки
С 1 января 2021 года стартует переход на электронные трудовые книжки. Прежде всего, это будет относиться к новым сотрудникам, которые лишь начинают трудовую деятельность. Им при трудоустройстве станут по умолчанию оформляться электронные трудовые. Однако в общем использовать подобную возможность сможет каждый гражданин, даже если у него имеется бумажная книжка. Если раньше он отказался от применения подобного варианта документа, при трудоустройстве у нового работодателя ему достаточно просто попросить оформить электронную трудовую книжку.
В 2021 году отделы кадров будут обязаны делать опросы новых работников на тему готовности перехода на ведение электронных трудовых книжек. Все ответы станут фиксироваться и сохраняться в личных делах.
Новшества в сфере охраны труда
Новые нормы в сфере охраны труда — это еще одно изменение трудового законодательства, которое вступило в действие с 2021 года. Отменяется целая череда нормативных актов, которыми раньше руководствовались работодатели. Так, к этому относятся постановления и акты, направленные на улучшение условий труда специалистов определенных сфер деятельности. Некоторые нормативные акты подвергнутся модернизации и будут дополнены новыми положениями. Например, законодатели отменили старый список опасных и тяжелых работ для женщин, однако предложили другой вариант данного документа.
Дополнительно были определены точные сроки для судебного урегулирования трудовых споров. По факту увольнения сотрудник может подать иск в течение 1 месяца со дня получения соответствующего Приказа либо выдачи трудовой книжки. По остальным спорам в сфере трудового законодательства — в течение 3 месяцев.
Дистанционный режим работы
В 2020 году в период карантина множество организаций были вынуждены переводить своих сотрудников на удаленный режим работы. Для закрепления данного вида деятельности на законодательном уровне по инициативе Министерства труда и социальных отношений были внесены соответствующие изменения в Трудовой кодекс, которые станут действовать в 2021 году. Отныне работодателю будет легче перейти на дистанционный режим работы, а при необходимости он сможет применять комбинированный вариант, при котором часть рабочих дней работники выполняют свои трудовые обязанности на территории организации.
Для перевода на удаленный режим не требуется заключать с сотрудником дополнительное соглашение. Достаточно его личного согласия в письменном виде, а также приказа руководства, в котором прописаны условия дистанционной работы и сроки перевода. Обратный перевод «в офис» производится по такой же схеме после оформления нового приказа. Сотрудник на «удаленке» может быть уволен с занимаемой должности, если он не выходил на связь в течение 2 (двух) рабочих дней.
Перевод на «удаленку» возможен исключительно при условии согласия работника. Исключение возможно лишь при наличии соответствующего решения властей либо при угрозе жизни граждан. В подобных случаях перевод производится без согласия — просто на основании приказа.
Вас заинтересует: ТОП-7 кредитных карт для путешественников в 2024 году
Электронный документооборот
В рамках эксперимента с 20 мая 2020 года по 31 марта 2021 года Министерство труда и социальных отношений предоставляет работодателям возможность перехода на электронный документооборот. На текущий момент времени в тестовом режиме функционирует лишь кадровая система учета. Однако перевести подобные документы в электронный вид возможно исключительно при условии согласия сотрудников.
Чтобы перейти на электронный документооборот (в тестовом режиме), потребуется подать в Министерство труда и социальных отношений заявление с указанием списка кадровых документов, которые переводятся в электронный документооборот, а также перечень наемных работников, которые дали свое согласие на участие. После завершения эксперимента все электронные документы останутся в системе и станут применяться работодателем для осуществления учета.