4 июня 2018 года президентом России Владимиром Путиным был подписан федеральный нормативный акт о контрмерах в отношении США и прочих недружественных государств. Данный документ инициировали в Государственной Думе в ответ на очередной пакет антироссийских санкций со стороны Запада. Закон о контрсанкциях: что нужно знать, в чем суть данного закона, какие изменения были внесены в него в процессе рассмотрения.
Контрсанкции как реакция на расширение санкций США
Официально закон называется «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и (или) иных иностранных государств» и является своеобразным российским ответом на расширение санкционных списков США, произошедшее 6 апреля в отношении бизнесменов России, в первую очередь Олега Дерипаски и Виктора Вексельберга.
Поводом для американских санкций явилась, как ее охарактеризовала администрация США, «злонамеренная деятельность» Кремля.
Санкции коснулись 7 предпринимателей, являющихся одними из крупнейших в России, 17 государственных служащих и руководителей государственных корпораций, 12 частных компаний и 2 государственных структур.
Контрсанкции: законопроект в первом чтении
Первоначально законопроект о контрсанкциях в первом чтении давал правительству полномочия по введению некоторых мер экономического и политического характера:
- ограничения на импорт товаров производства США: лекарств, алкоголя, табака и сельскохозяйственной продукции (не касалось товаров, ввозимых россиянами для личного пользования);
- запрет/ограничение на производство работ/оказание услуг по госзаказам, включая государственные компании и государственные структуры, аудиторские и юридические компании, в чьем капитале принимают участие организации, которые находятся под юрисдикцией США/прочих государств (доля – свыше 25%);
- запрет на въезд на территорию России некоторых граждан США в соответствии со специальным списком;
- запрет/ограничение на ведение трудовой деятельности в России американских граждан США и (или) иных иностранных государств, включая высококвалифицированных работников;
- запрет на ввоз в Россию технологического оборудования и программного обеспечения из США и прочих стран по специальному списку, который определяется правительством;
- прекращение/приостановление международного сотрудничества российских юрлиц с США/организациями, пребывающими под их юрисдикцией, в атомной и ракетнодвигательной отраслях, а также авиастроении;
- повышение сборов за аэронавигационное обслуживание воздушных судов США (или) прочих иностранных государств.
Контрсанкции: изменения ко второму чтению
Ко второму чтению из проекта исключили перечисление конкретных отраслей, товаров/услуг, а список потенциальных мер противодействия был существенно сокращен.
В соответствии с законом, контрмеры могут приниматься как по отношению к недружественным странам, так и организациям, пребывающим под юрисдикцией данных стран, подконтрольных этим странам либо аффилированным с ними, должностным лицам и граждан этих государств.
Компаниям США или прочих недружественных России стран запрещается принимать участие в контрактах по госзакупкам и в приватизации государственного имущества России. То же самое касается компаний, подконтрольных этим странам государствам или аффилированных с ними.
В законе также прописано, что контрсанкции не должны касаться жизненно необходимых товаров, аналоги которых не выпускаются в России и прочих странах. Иные контрмеры могут приниматься президентом, как по инициативе правительства, так и по предложению Совета безопасности.
Также в законе отмечено, что при устранении обстоятельств, ставших причиной введения контрмер, ограничительные меры могут быть отменены.
Полномочия правительства по закону о контрсанкциях
В соответствии с законом правительство имеет право завершить/приостановить действие международного сотрудничества с недружественными странами, с организациями, пребывающими под их юрисдикцией/подконтрольными этим странами либо аффилированными с ними.
За Кабмином сохранились полномочия по вводу запретов/ограничений на ввоз/вывоз продукции/сырья из Америки и прочих недружественных государств. Контрмеры не распространяются на товары, ввозимые россиянами для личного пользования.
Контрсанкции: от проекта до закона
Как и обычно, чтобы проект получил статус федерального закона, вначале он проходит 3 чтения в Госдуме. Затем, после рассмотрения депутатами, проект отправляется на одобрение в Совет Федерации. После чего остается последняя инстанция – подпись президента. Если президент одобряет проект, то он получает статус федерального закона, вступающего в законное действие со дня официального опубликования.
Таким образом, внесенный на рассмотрение в Государственную Думу 13 апреля проект закона о контрсанкциях против США и недружественных стран был принят в 3 чтении 22 мая. 30 мая проект получил одобрение Совфеда, а глава России Владимир Путин подписал его 4 июня. В этот же день законопроект официально стал федеральным законом.