Последние новости, которые приходят летом 2018 года, дают понять, что государство не устает искать резервы для пополнения казны за счет простых граждан. Помимо таких широких и глобальных тем, как повышение пенсионного возраста и рост НДС с будущего года, появляются и менее заметные сюжеты. Например, размышления по поводу того, как обложить дополнительными налогами и сборами велосипедистов, которых стало достаточно много. Появится ли налог на велосипед в России или другие сборы для велосипедистов — подробнее о предложениях законодателей в отношении владельцев велосипедов.
Налог на владение велосипедом в России — инициатива депутата Милонова
Депутата Госдумы Виталия Милонова можно не воспринимать всерьез, но этот человек владеет правом законодательной инициативы, и некоторые законы с его подачи вполне себе принимаются и действуют.
В конце мая 2018 года Виталий Милонов выступил с новой идеей — обложить налогом российских велосипедистов, а заодно заставить их выучить правила дорожного движения и ставить свои транспортные средства на учет.
Многие предложения депутата действительно не лишены смысла. Российским велосипедистам не мешало бы досконально выучить хотя бы тот раздел ПДД, где речь идет об управлении велосипедом. Это всего-навсего десять пунктов правил, среди которых большинство велосипедистов найдет много удивительного для себя. Например, запрет пересекать проезжую часть по пешеходному переходу или ехать по тротуару при наличии других возможностей для передвижения по дороге.
Идею налога на велосипеды депутат объясняет тем, что велосипедисты просят создавать для них инфраструктуру, но не желают за нее платить.
По мысли представителя Государственной Думы РФ, велодорожки должны хотя бы частично оплачиваться самими велосипедистами.
С одной стороны, депутат рассуждает логично. С другой стороны, создание качественной велосипедной инфраструктуры в конце концов выгодно и самому государству. Во-первых, многие автомобилисты с удовольствием пересядут на велосипеды для поездок на небольшие расстояния в пределах города, если это действительно будет удобно и безопасно. Пример передовых в этом отношении городов России показывает, что сезонность велосипедного движения — миф. Если велодорожки поддерживать в нормальном состоянии, люди с удовольствием ездят по ним по маршруту дом-работа и в зимнее время. Это позволило бы частично разгрузить дороги от автомобилей.
Во-вторых, чем больше людей пользуется велосипедным транспортом, тем, в конце концов, здоровее будет нация в целом. Малоподвижный образ жизни — не самое полезное времяпрепровождение. А поездки на личном автомобиле или на маршрутке нельзя назвать особенной активностью для организма.
В конце концов, государство, если оно примет закон о введении налога на велосипеды в России и обязательной регистрации этого вида транспорта, просто будет выглядеть глупо. Даже если представить, что все велосипедисты отправятся ставить на учет свой транспорт, просто-напросто возникнет коллапс системы. В стране десятки миллионов велосипедов, зарегистрировать их одним махом попросту не получится. Невозможно будет и контролировать каждого велосипедиста на дороге — сил ГИБДД едва хватает на то, чтобы работать с механическими транспортными средствами. Закон изначально окажется неработающим.
Эти соображения — самые очевидные, исходя из которых налог на велосипеды в России едва ли когда-нибудь появится в той форме, в которой это предложено депутатом Милоновым. Впрочем, у государства есть и другие идеи.
Утилизационный сбор на велосипеды — предложение правительства
Такое предложение появилось в конце июля 2018 года, и оно гораздо более реально, чем предложенный депутатом Милоновым налог на владение велосипедом.
Минпромторгу России было поручено подумать над введением утилизационного сбора на велосипеды по аналогии с таким же сбором, что существует сегодня для автомобилей.
Напомним, что на все новые автомобили, которые продаются в России в последние годы, уплачивается утилизационный сбор. Формальная цель этого сбора — оплата будущих расходов государства, связанных с утилизацией вышедшего из строя автомобиля. Будет ли автомобиль разбит в ДТП через полгода или исчерпает свой ресурс через пятнадцать или двадцать лет, его нельзя просто бросить на свалке. Требуется утилизация и переработка металла, резины и т.д.
Этот сбор оплачивается покупателем импортного автомобиля или производителем отечественного. Местные производители получают от государства компенсацию за уплаченный сбор, и фактически произведенные в России автомобили утилизационным сбором не облагаются. Такая схема появилась после вступления России в ВТО, когда государству пришлось отказаться от высоких пошлин. Прямые пошлины заменили сбором на утилизацию.
Сегодня этот сбор хотят распространить на велосипеды и велосипедные рамы, причем по схожей схеме. Предполагается, что отечественным производителям велосипедов утилизационный сбор компенсируют, а покупателям импортной техники придется его оплачивать.
Называется и приблизительная сумма сбора — около 10%. Именно на столько могут подорожать новые импортные велосипеды на территории России, если сбор будет введен.
Если утилизационный сбор на велосипеды в России появится, случится это приблизительно к 2020 году. Пока Минпромторгу поставлена задача проработать основы такого сбора к 1 октября 2018 года, а затем еще в течение года — до 1 октября 2019 года — будет создаваться проект закона о введении утилизационного сбора на велосипеды в нашей стране.
Появится в конце концов такой сбор или нет, пока сказать невозможно. Пока же российским велосипедистам можно не переживать — дальше разговоров ни одна из идей не продвинулась.