Отмена трудовых книжек в 2017 году

Отмена трудовых книжек в 2017 году затронет только сотрудников небольших предприятий, где работает не более 15 человек. Государственные органы постепенно переводят на современные виды электронного документооборота, и небольшие фирмы станут испытательным полигоном для повсеместного отказа от трудовых книжек в будущем, если эксперимент станет удачным.

Отмена трудовых книжек в 2017 году: последние новости

Отмена трудовых книжек на практике

В принципе, особый смысл в трудовых книжках пропал ещё полтора десятилетия назад, когда с 2002 года появились так называемые СНИЛС. Подтверждение факта трудового стажа человека уже с тех пор возможно благодаря тому, что работодатель вносил за него необходимые отчисления на накопительную часть пенсии, и по соответствующим периодам легко понять, где и как долго человек трудился.

Разумеется, подтверждение продолжительности стажа, необходимое для получения пенсии, не позволяет СНИЛС заменить трудовые книжки с точки зрения подтверждения квалификации человека как специалиста в той или иной области, поэтому полный отказ от трудовых книжек возможен только в том случае, если будет разработана хорошая электронная система, имеющая единую базу данных, в которую работодатель сможет вносить информацию о работе сотрудника и черпать подобные данные об его опыте при устройстве на работу. Понятно, что и сам работник должен иметь доступ к информации о себе, хотя бы с точки зрения контроля за тем, насколько корректна вводимая работодателем информация.

Очевидным плюсом подобного нововведения является то, что информацию, внесённую в базу данных, практически невозможно утратить, и человек гораздо меньше рискует тем, что работодатель “потеряет” свой архив, если это ему понадобится в случае какой-то проверки госорганов.

Работодатель также остаётся в плюсе — как минимум, для него подобное нововведение станет способом оптимизировать свои издержки и сэкономить на ведении документооборота.

Государству, как третьей стороне во взаимоотношениях работника и работодателя, выгоды те же, что и для работодателя — экономия на ведении документооборота, плюс отпадает нужда в расширении существующих архивов.

Примером того, что отмена трудовых книжек в 2017 году технически возможна не только для предприятий с небольшим числом сотрудников, но и для всего российского рынка труда, является опыт федеральной налоговой службы, документооборот которой уже несколько лет в основном происходит в электронном виде, база данных налоговиков по своему объёму сравнима с потенциальной базой данных трудовых отношений, и система работает вполне успешно.

Возможные проблемы с отменой трудовых книжек

Понятно, что главным вопросом является то, как идея будет реализована на практике. Если все нюансы будут продуманы, то минусов можно практически избежать. Пока что главные вопросы, которые возникают, таковы:

  • Сможет ли работодатель видеть всю ту информацию о работнике, которую он мог видеть в бумажной трудовой книжке, включая причины, по которым человек был уволен с прежних рабочих мест.
  • Сможет ли работник контролировать корректность вводимой работодателем информации и вообще сам факт заполнения тем необходимых сведений.

Очевидно, что именно в целях обкатки системы и устранения очевидных недостатков, она и вводится пока что в отношении небольших организаций. Перечень вероятных сложностей абсолютно не кажется непреодолимым, вопрос в законодательном регулировании и программных решениях. Переход страны к электронному документообороту хорош со всех точек зрения, это и удобнее, и дешевле, и оставляет меньше лазеек для злоупотребления. Поэтому в ближайшие годы трудовая книжка рискует оказаться анахронизмом и полностью выйти из оборота, как и многие другие давно привычные документы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*