Летом 2018 года обанкротился очередной российский туроператор — компания Натали Турс. Клиенты компании оказались в довольно непростой ситуации, поскольку страховых взносов оператора недостаточно для выплат всем из них. Последние новости о банкротстве туроператора Натали Турс летом 2018 года — почему это произошло, как быть клиентам оператора.
Как обанкротился туроператор Натали Турс
Компания Натали Турс — одна из старейших на российском туристическом рынке. Она была основана в 1992 году Натальей и Владимиром Воробьевыми. Одно из главных направлений, на которых специализировался туроператор — Испания.
Во второй половине июня 2018 года в ассоциацию “Турпомощь” (создана для помощи российским туристам специально на случай проблем у туркомпаний) начали поступать звонки от клиентов “Натали” с жалобами и вопросами об устойчивости оператора.
Директор “Турпомощи” Александр Осауленко тогда же встретился с президентом Натали Турс Владимиром Воробьевым. Тот заверил руководителя “Турпомощи”, что Натали Турс финансово устойчива и справится со всеми своими обязательствами перед туристами. Однако 30 июня все чартеры Натали Турс были отменены. Затем Натали аннулировала все свои туры, включая предоплаченные.
Как объяснил ситуацию руководитель Натали Турс Владимир Воробьев, у туроператора возникли сложности с тем, чтобы оплатить услуги гостиниц и авиакомпаний. 2 июля 2018 года Воробьев на своей страничке в фейсбуке пожаловался на испанскую компанию W2Meet, с которой возникли “финансовые разногласия”.
Руководство Натали Турс оправдывалось также тем, что спрос на поездки в Европу упал, в том числе из-за чемпионата мира по футболу (люди остались в стране и посещают матчи). Кроме этого, среди причин называется рост стоимости авиатоплива и волатильность курса доллара.
4 июля Натали Турс аннулировало все свои туры вплоть до 30 сентября 2018 года. Пострадало около 10 тысяч клиентов компании.
Как быть клиентам Натали Турс в связи с банкротством туроператора
Основная проблема в том, что пока туроператор Натали Турс не спешит официально объявлять себя банкротом. Формально такого заявления или решения суда нет, поэтому компания, хотя и испытывает большие финансовые проблемы, продолжает считаться действующим туроператором
Издание “Ведомости” сообщило накануне о том, что суммы страховых взносов, которые совершил Натали Турс, недостаточно для того, чтобы рассчитаться со всеми пострадавшими клиентами.
По данным “Ведомостей”, Натали Турс застрахована на 150,5 миллионов рублей по договорам страхования гражданской ответственности. Еще 5,9 миллионов рублей — страховка персональной ответственности оператора.
Пострадавшими клиентами считаются 10 тысяч человек, которые купили туры на лето 2018 года. В пересчете на одного человека страховка покрывает в среднем 15,6 тысяч рублей. Это очевидно меньше, и намного, чем стоимость практически любой путевки Натали Турс.
В данный момент ситуация выглядит следующим образом. Ассоциация “Турпомощь” должна взять на себя вывоз в Россию оставшихся за границей туристов Натали Турс, если туроператор не сможет сделать это самостоятельно. Для этого не требуется ждать, пока компания официально станет банкротом.
Что касается клиентов, который купили путевки на период с 4 июля по 30 сентября 2018 года, то они смогут получить возмещение в компании Ингосстрах, которая страховала ответственность Натали Турс. Правда, для того, чтобы страховая компания начала совершать такие выплаты, в ее адрес должно поступить заявление о прекращении деятельности от самого туроператора. Натали Турс же пока не сдается и делает вид, что продолжит работать и дальше.
Предложение Натали Турс своим клиентам выглядит следующим образом. Те могут воспользоваться своими билетами и визами, а оставшаяся часть тура будет компенсирована им услугами компании в период с 1 апреля 2019 года по 1 апреля 2020 года.
Стоит ли соглашаться на такие схемы, которые предлагает компания с неясными перспективами, отдельный вопрос.
Депутаты предлагают создать государственного туроператора
Депутат Государственной Думы Виталий Милонов после ситуации с Натали Турс выступил с предложением организовать государственную компанию-туроператора.
По мысли Милонова, должна быть создана компания, где доля государства составит минимум 51 процент.
Такой туроператор будет стабильным и надежным. Добавим от себя — по всей вероятности, еще и более дорогим.
В создании государственного туроператора, в принципе, нет ничего плохого. Вопрос только в том, не являются ли архаикой туристические операторы как таковые в принципе. Вероятное банкротство Натали Турс — далеко не первое и не последнее в ряду ухода с рынка туристических операторов. И дело далеко не только в том, что руководство таких компаний неправильно ведет дела.
Все больше и больше людей планируют свой отдых самостоятельно. Купить недорогие билеты, забронировать места в гостинице, заказать такси в аэропорт или взять автомобиль напрокат — все это давно можно делать самостоятельно, при помощи интернет-сервисов. Никакой необходимости переплачивать за услуги посредникам нет.
Очевидно, что самостоятельное планирование отдыха будет только развиваться. Сначала от услуг туроператоров отказались самые молодые и продвинутые клиенты. Затем начали самостоятельно планировать отпуск чуть более консервативные люди. После постоянных проблем у туроператоров освоят такие сервисы и самые традиционно настроенные туристы. Государственный туроператор окажется громоздкой и мало кому нужной организацией.