Профессиональный праздник работников железной дороги — один из самых старых в стране. Вероятно, это в принципе самый старый профессиональный праздник среди всех, что есть в России. Если многочисленные дни работников той или иной профессии возникали в советские времена, в основном в 1960-1980-е годы, то история праздника железнодорожников началась еще до революции, в царские времена. Какого числа День железнодорожника в России в 2018 году — дата праздника летом этого года, его история.
Какого числа День железнодорожника в России в 2018 году
Действительно, история праздника работников железных дорог довольно богатая и по-своему удивительная. О ней мы расскажем чуть ниже. Упомянем только, что он появился в царские времена, и после революции от него, как и от многого, что напоминало о дореволюционных годах, отказались. Чтобы затем праздник родился заново.
Современная версия российского Дня железнодорожника появилась еще в 1936 году, а принцип, по которому рассчитывается его дата, был установлен в 1940 году.
Еще с довоенного времени День железнодорожника в СССР, а сейчас в России, отмечают в первый воскресный день августа. Соответственно, в 2018 году этот праздник в нашей стране — 5 августа.
Год появления советского Дня железнодорожника — 1936-й — сам по себе достаточно необычен для истории профессиональных праздничных дней. Они массово появлялись в советские времена заметно позже, уже при Хрущеве и Брежневе. В сталинские времена праздников было не так много, так что отдельный праздничный день для работающих на железных дорогах появившийся тогда, подчеркивает тот высочайший статус, который имели железные дороги и работники отрасли в те времена.
Как появился День железнодорожника в России
Строительство железных дорог в России в 19 веке стало супер-проектом того времени. Во-первых, новый вид транспорта позволял связать огромные территории страны и “приблизить” различные ее части друг к другу. На фоне единственной альтернативы — передвижения при помощи лошадей, железнодорожные составы стали фантастическим достижением прогресса.
Во-вторых, сам по себе факт наличия ультрасовременного вида транспорта говорил о статусе страны в мире и уровне ее развития. Железные дорогие в 19 веке — это как владение космическими технологиями в 20-м.
Российские железные дороги — проект императора Николая Первого. Он родился 25 июня по старому стилю (это 6 июля по новому), так что в качестве Дня железнодорожника была выбрана именно эта дата. Сам праздник появился в годы правления правнука основателя железных дорог России — Николая Второго. Случилось это в 1896 году.
День железнодорожника в царской России был праздником великосветским. Железные дорогие 25 июня не работали вовсе, а их руководители собирались на торжественном приеме в Санкт-Петербурге.
После революции 1917 года праздник был забыт почти на 20 лет. Его второе рождение произошло в 1936 году. В течение четырех лет, с 1936 по 1939 год, он отмечался в одну и ту же дату — 30 июля. Хотя эта дата относительно близка к исторической, ничего общего с ней она, конечно же, не имеет, это чистая случайность.
30 июля 1935 года с речью перед работниками железных дорог выступал Иосиф Сталин. Любой шаг вождя считался историческим, и спустя год эту дату выбрали в качестве памятной для того, чтобы отмечать в этот день новый праздник.
Однако уже в 1940 году День железнодорожника перенесли на первое воскресенье августа. Праздник всегда приходится, таким образом, на выходной день, и именно этой датой мы и пользуемся до сих пор, отмечая в России День железнодорожника.
Праздников железнодорожников в сегодняшней России
5 августа 2018 года свой профессиональный праздник только в РЖД будут отмечать примерно 737 тысяч работников. К ним следует прибавить десятки, если не сотни тысяч тех, кто работает в смежных компаниях и отраслях.
Современные железные дороги России — это 86 тысяч километров путей, из которых половина является электрифицированной. По этим дорогам ежегодно перевозится более миллиарда пассажиров и более миллиарда тонн грузов.