В конце февраля российская пресса сообщала о том, что в Кремле, возможно, думают над новой серией указов, направленных на борьбу с бедностью в стране. Подобные указы появились в мае 2012 года, после очередного по счету вступления в должность президента Путина, и неофициально были прозваны “майскими”. Они были рассчитаны на весь шестилетний президентский срок, поэтому с началом следующего такого срока многие ожидают новых мер помощи бюджетникам. Появятся ли новые “майские указы” президента о повышении зарплат бюджетникам в 2018 году, как они могут выглядеть, за счет каких средств будут реализовывать указы.
О “майских указах” 2012 года и итогах их исполнения
Формально подводить итоги всех 11 указов, подписанных 7 мая 2012 года, еще рано — некоторые из них ставят задачи вплоть до 2020 года. Хотя в целом, разумеется, определенные выводы сделать можно.
Самой заметной задачей, которая была поставлены теми указами, стал рост зарплат учителям и врачам в России. Государство поставило перед собой амбициозную задачу — учителя и врачи должны были к 2018 году получать среднюю зарплату вдвое выше, чем средняя зарплата в том регионе, где они проживают.
Структура финансирования зарплат бюджетников такова, что основная нагрузка при исполнении этих указов легла не на федеральную власть, которая придумала указы, а на региональные органы власти. Губернаторы начали решать задачу так, как она и была поставлена — чистой математикой, не особенно интересуясь тем, как на самом деле живут бюджетники. С другой стороны, иных способов выполнить майские указы у большинства регионов и не было — в их бюджетах элементарно нет для этого достаточных денег.
Стремясь к формальному исполнению указов, власти всех уровней пошли по привычному для чиновников еще с советских времен пути — пути приписок и подтасовок.
Так, в 2015 году центральное правительство изменило методику расчета среднемесячной зарплаты в регионах — разумеется, таким образом, чтобы средняя зарплата оказалась ниже, чем при расчете прежним способом. Это автоматически сделало поставленные цели более достижимыми.
Очень часто врачи и учителя узнавали о том, какие высокие зарплаты они получают, только из новостей и сообщений Росстата. К примеру, в 2017 году статистики сообщили о том, что российские учителя зарабатывают в среднем 32 тысячи рублей в месяц, но журналисты канала ОТР провели большое расследование и выяснили, что в половине регионов страны учителя получают нищенские зарплаты около 10 тысяч рублей, и это все деньги, которые они получают на руки, а не один лишь оклад, как можно было подумать.
Прибавим к этому такие уловки, как массовый перевод сотрудников больниц из числа медицинского персонала в персонал технический (разумеется, с сохранением прежних обязанностей) или перевод научных работников с полной ставки на 0,5 или даже 0,3 ставки с сохранением загрузки… Фактически бюджетники, попавшие под майские указы 2012 года, если и стали более обеспеченными, то однозначно не настолько, насколько об этом сообщается в отчетах по итогам выполнения указов 2012 года.
Разумеется, стоит оценивать ситуацию трезво и понимать, что профанация майских указов была заложена в них изначально. Президент, подписавший указы и оставшийся в стороне, не мог не понимать, что ждет бюджетников на практике. Однако он, как обычно, грамотно оказался как бы не причем.
Будут ли новые “майские указы” в отношении бюджетников в 2018 году
Однозначно судить об этом пока нельзя. Действительно, в конце февраля издание РБК сообщило о том, что его источники в администрации президента намекнули на подготовку новой серии указов, которые будут направлены на борьбу с бедностью. Согласно опубликованной РБК информации, по состоянию на конец февраля министерства российского правительства готовили предложения по поводу того, какие меры соцподдержки можно было бы реализовать с помощью новых “майских указов”.
По тем же инсайдам, полученным журналистами РБК, можно судить о том, что новые указы, если они правда появятся, будут направлены не на целые категории бюджетников, а будут содержать адресные меры помощи.
Вероятнее всего, если новые майские указы в 2018 году появятся, они будут выглядеть примерно так же, как выглядят новые меры поддержки рождаемости, которые введены с 1 января. Напомним, что с нового года в России появились повышенные выплаты на детей, которые положены тем семьям, где на каждого ее члена приходится не более 1,5 региональных прожиточных минимумов.
Исходя из привязки к прожиточному минимуму, судя по всему, и будут определяться те российские граждане и семьи, которые могут быть затронуты новыми указами, если те действительно появятся. Адресная борьба с бедностью позволит сосредоточить усилия именно на тех, кто в этом прежде всего нуждается.
Впрочем, ничего конкретного о возможном содержании будущих указов так и не появилось. Пока мы имеем дело с утечками, которые вполне могли носить предвыборный характер.
За счет чего могут быть профинансированы новые “майские указы”
Пожалуй, это главный вопрос. Российский бюджет в последние несколько лет верстается с дефицитом, а к концу 2017 года правительство исчерпало накопленные в 2000-е годы резервы. Приоритет при планировании расходов отдается армии, спецслужбам и чиновникам, и едва ли эта ситуация особенно изменится.
О новом источнике средств для бюджета говорится уже практически официально — судя по всему, в ближайшее время россиянам стоит ожидать роста подоходного налога с прежних 13% до 15%. Чиновники высказываются при этом в том смысле, что два процента — это не бог весть какое увеличение налога, так что ничего страшного, люди переживут. Однако понятно, что для казны эти два процента — это огромные дополнительные суммы, за счет которых можно будет заткнуть дыры бюджета и реализовать те или иные меры поддержки нуждающихся. Фактически, помогать людям будут за их же счет.