Слухи о реорганизации ФСИН и ее переподчинении от Минюста к МВД становятся все более настойчивыми, и многие сходятся на том, что если такое решение готовится, то оно будет проведено в жизнь в 2018 году, сразу или почти сразу после президентских выборов. Является ли такое решение правильным — вопрос сложный, но слухи подтверждаются в том числе анонимными высокопоставленными сотрудниками ФСИН, которые делятся с журналистами свежими новостями изнутри ведомства. Стоит ли ожидать реорганизации ФСИН в 2018 году, каковы последние новости по поводу переподчинения ведомства МВД, плюсы и минусы такого решения.
Реорганизация ФСИН — что может ждать ведомство в 2018 году
Слухи по поводу реформы ФСИН в 2018 году, которые становятся все активнее, говорят прежде всего о двух вещах:
- переподчинении ФСИН от Минюста в МВД,
- кадровая реформа с переводом существенной части сотрудников на гражданские должности.
Что касается кадров, поясним сразу — судя по всему, сокращения как такового в Федеральной службе исполнения наказаний проводить не собираются. Действующим сотрудникам ведомства можно быть спокойным за свои рабочие места — система исполнения наказаний в России и без того испытывает дефицит кадров (некоторые называют ситуацию не иначе как катастрофической), так что массовые увольнения ей не грозят.
Однако, как следует понимать, у большинства ФСИНовцев в случае реформы заберут их погоны, превратив в обычных гражданских сотрудников.
Понятно, что в таком случае массовое “срывание погон” — не самоцель. Тем самым государство, вероятнее всего, планирует сэкономить на зарплатах, пенсиях и льготах сотрудников ФСИН. Людьми в погонах, судя по доносящимся изнутри ведомства слухам, останутся только те сотрудники, которые непосредственно заняты охраной заключенных в российских тюрьмах и колониях.
Возможное переподчинение ФСИН от Министерства юстиции Министерству внутренних дел — вопрос еще более деликатный и неоднозначный.
Плюсы возможной реорганизации
Возможная реформа ФСИН и передача ведомства в МВД, если она и правда произойдет в 2018 году после выборов президента, могла бы решить одну главную задачу — задачу оптимизации работы ведомства и расходов на него из бюджета.
Теоретически, если передать ФСИН под контроль МВД, в новом министерстве, не так связанном с ведомством, как Минюст, которому ФСИН подчиняется последние 20 лет, могли бы лучше разобраться с тем, как устроена ФСИН сегодня и какие должности являются лишними.
При такой логике сокращения во ФСИН неизбежны, хотя они и не станут массовыми. Вероятнее всего, затронуты будут руководящие чины ведомства, также оптимизация возможна за счет массового перевода сотрудников на гражданскую службу, о чем говорилось выше.
Минусы возможной реорганизации
Минусов возможной реорганизации ФСИН в 2018 году намного больше, чем плюсов. Так, для государства, даже если ему не особенно интересно то, о чем говорят по этому поводу правозащитники, прибавится как минимум одна головная боль в отношениях с окружающим миром.
Дело в том, что подконтрольность системы исполнения наказаний Министерству юстиции, а не МВД — одно из требований Европейского союза, признак более цивилизованной системы права. Передача ФСИН к МВД может стать лишним поводом для обострения отношений с европейскими политическими партнерами.
Прочие минусы вероятной реформы ФСИН озвучиваются правозащитниками, и с точки зрения простых заключенных именно они являются ключевыми недостатками идеи.
Во-первых, формальной задачей ФСИН остается исправление осужденных, а не наказание как таковое. Передавать подобную функцию силовому ведомству — решение как минимум неоднозначное.
Во-вторых, заключенные в системе исполнения наказаний, подчиненной МВД, будут менее защищены от давления со стороны следователей. С точки зрения закона заключенный — человек, чья вина доказана и дело которого закрыто, ему надлежит отбывать наказание спокойно. Полицейские, получив свободный доступ в колонии, смогут продолжать давить на заключенных, требовать от них те или иные показания против других людей и т.д. У сотрудников МВД в таком случае будет и гораздо больше возможности для того, чтобы испортить жизнь заключенному, который не желает идти у них на поводу.
В-третьих, большинство правозащитников сходится на категоричной и радикальной, но вполне здравой мысли — переподчинение ФСИН от Минюста к МВД при сохранении коренных пороков ведомства, тянущихся за ним еще со времен сталинского ГУЛАГ, мало что меняет.
Система исполнения наказаний должна находиться как можно дальше от силовых органов и как можно ближе к гражданским. При этом общественный контроль за тем, что происходит в тюрьмах и колониях, должен быть максимальным. Система исполнения наказаний должна быть открыта и для правозащитников, и для журналистов. Нужно помнить о задаче исправления, а не ожесточения и дальнейшей маргинализации заключенных. До тех пор, пока пенитенциарная система не исправляет людей, а лишь на каждом шагу пытается лишить их человеческого достоинства, эффективность ее будет оставаться предельно низкой, какому бы министерству она не подчинялась.
А разве так можно? В 2018м живемс…