Весна 2018 года запомнится многим россиянам резким подорожанием бензина. Как это обычно и бывает, нам привели массу объяснений того, почему топливо в России начало так быстро дорожать. Рост цен шел так быстро, что это начало становиться проблемой для самого государства, во многом вызвавшего такой эффект своими действиями. Поначалу пыталась воздействовать на рынок антимонопольная служба, но это не дало никакого эффекта. Пришлось сказать свое слово правительству, которое снизило акцизы на топливо, согласившись на потери доходов для бюджета. Лишь после этого цены немного стабилизировались и прекратили свой шокирующий рост. Будет ли дешеветь бензин в России в 2018 году, последует ли за стабилизацией цен отскок к более низкому уровню, какую стоимость литра бензина стоит ожидать к концу года.
Почему в России в 2018 году дорожает бензин
Взрывной рост цен на бензин в апреле-мае 2018 года был вызван целым комплексом причин. Чаще всего говорят о следующих:
- Рост акцизов на бензин и дизтопливо с начала года.
- Эффект от заморозки цен перед выборами — несмотря на возросшие акцизы, цены на бензин оставались стабильными, чтобы не нервировать избирателей. После выборов топливные компании принялись активно возмещать понесенные в первые месяцы года убытки.
- Высокие цены на нефть в мире и низкий курс рубля — благодаря этому сочетанию (а также снижению экспортных пошлин на нефть государством) экспорт нефти стал супервыгодным, и нефтяники направили все силы на эту часть своего бизнеса, создав дефицит внутри страны.
Весной на рынке топлива в России в какое-то время даже возник парадоксальный перекос, когда оптовые цены оказались выше розничных.
Розница, естественно, хотя и держалась за счет старых запасов, стремилась догнать с точки зрения стоимости литра бензина оптовую цену. В итоге бензин в России с начала года подорожал на 7-8 процентов, что в пять раз выше инфляции. Если же взять во внимание только рост цены в апреле-мае, то цены на топливо опережали инфляцию и вовсе фантастическими темпами.
Правительство остановило рост цен на бензин только путем снижения акцизов
Государство пыталось вмешиваться в ситуацию, но достаточно безуспешно. Активно выписывала свои предписания Федеральная антимонопольная служба, но о том, какой аппаратный вес имеет ФАС против нефтяников, красноречиво говорит всего один пример. В какой-то момент ФАС официально высказалась против компании “Роснефть” о том, что недопустимо жертвовать интересами внутреннего рынка в пользу экспорта. Вскоре сообщение исчезло с официального сайта ведомства.
Ситуация приобрела политический характер, и во многих регионах страны водители вышли с первыми протестными акциями.
Правительству удалось отчасти решить проблему только пойдя на кардинальные меры. Сначала было объявлено о том, что в июле, когда акцизы на бензин должны были дополнительно вырасти, они, наоборот, будут снижены.
Рынок никак не отреагировал на такие сообщения, бензин продолжил дорожать. Правительству в итоге пришлось идти на еще более радикальные меры — акцизы были снижены не с июля, а уже с 1 июня. Что же касается планируемого повышения в следующем месяце, то от него отказались. В первые дни июня Росстат зафиксировал стабилизацию цен на бензин в России. Впервые за несколько недель стоимость топлива в среднем изменилась всего на 1-3 копейки.
Будет ли бензин в России становиться дешевле в 2018 году
Ожидать этого не стоит. Даже высшие правительственные чиновники, комментируя свое решение о снижении акцизов на бензин на прямые вопросы о том, будет ли бензин дешеветь, отвечали, что ждать этого не нужно.
Максимум, чего пыталось добиться правительство, снижая акцизы — это стабилизация цен на том уровне, которого они достигли к концу мая.
Наиболее оптимистичный сценарий на сегодняшний день — это сохранение текущих цен до конца года. К стоимости литра бензина выше 40 рублей в среднем по стране стоит, по всей видимости, привыкнуть.
Что же касается перспектив дальнейшего роста цен, то такая вероятность совсем не нулевая. Хотя, судя по всему, такими галопирующими темпами цены в 2018 году меняться уже не будут. Рост если и будет, то более плавный. Чтобы мы успевали к нему привыкнуть.