В апреле 2017 года правила возмещения по ОСАГО изменились. Новые правила начали действовать в отношении тех полисов, которые продавались после вступления поправок в силу. Таким образом, спустя год, в апреле 2018 года, в России не осталось ни одного действующего страхового полиса, возмещение по которому проводится по старым правилам. Новое требование закона — приоритет ремонта автомобиля над денежными выплатами. Подробнее о том, как производятся выплаты по ОСАГО в 2018 году — ремонт или деньги, в каких случаях какая форма работает.
Приоритет ремонта над выплатами
До реформирования законодательства об ОСАГО в апреле 2017 года такая форма возмещения, как ремонт, хотя формально и существовала, приоритетной не была. Поэтому страховые компании после ДТП рассчитывали сумму возмещения и компенсировали ущерб деньгами.
С одной стороны, это было удобно для всех. С другой — такая схема имела и свои серьезные недостатки.
Во-первых, очень часто сумма возмещения была недостаточной, и человеку приходилось доплачивать за ремонт, который фактически обходился дороже. Во-вторых, схема с денежным возмещением очень удобна мошенникам. Совершить автомобильную подставу и получить возмещение деньгами было довольно несложно.
Согласно новому правилу, которое полноценно заработало весной этого года, денежные выплаты должны производиться в исключительном случае. Приоритет имеет ремонт в СТО.
В каких случаях возмещением по ОСАГО является ремонт
В большинстве случаев страховые компании по новым правилам обязаны отправлять автомобиль на ремонт в одну из СТО, с которой у страховщика подписан договор. Денежное возмещение возможно в исключительных ситуациях, о которых мы поговорим ниже.
Для того, чтобы ремонт имел приоритет над денежными выплатами, должны соблюдаться такие условия:
- автомобиль относится к транспортным средствам категории B,
- автомобиль поставлен на учет в ГИБДД на территории России,
- автомобиль принадлежит физическому лицу.
В других случаях (например, если автомобиль принадлежит какой-либо фирме) приоритет ремонта не действует. Собственник такого автомобиля в 2018 году может выбирать, какое возмещение по ОСАГО он хотел бы получить: в виде ремонта или в виде денег.
Как это и было раньше, после наступления страхового случая, то есть ДТП, страховая компания проводит экспертизу. Только вместо расчета суммы выплаты автомобиль отправляется в одну из СТО, с которой сотрудничает страховщик.
Страховая компания обязана ознакомить вас со списком таких СТО, и вы сами можете выбрать ту, которой больше доверяете. При этом СТО не должна быть расположена дальше, чем в 50 км от вас. Если она находится дальше — страховщик обязан доставить автомобиль до места ремонта и обратно за свой счет.
Важно — для автомобилей новее двух лет ремонт должен производиться у официального дилера. С тем, чтобы автомобиль не лишился гарантии.
Приоритет ремонта над выплатами, к сожалению, не означает, что владельцам автомобилей больше не придется доплачивать за ремонт. Увы, но в некоторых случаях такое может случиться. Стоимость ремонта и методика его расчета определяется Центробанком. В некоторых случаях, например, методика может предполагать, что деталь не окрашивается ли окрашивается не полностью. Для того, чтобы ремонт сделали как положено, а не так, как это определил ЦБ, в подобных ситуациях придется доплатить.
Стоит также иметь в виду — доплачивать за ремонт придется при обоюдной вине участников ДТП.
В каких случаях возмещением по ОСАГО станут деньги
Выше мы определили, что ремонт не является приоритетом, если автомобиль не относится к легковым, если он принадлежит юрлицу или если он не зарегистрирован на территории России. Во всех подобных ситуациях у владельца есть право выбора, и он может получать выплату по ОСАГО деньгами.
Также снимается приоритет ремонта над выплатами в следующих случаях:
- Если попавший в ДТП автомобиль не подлежит восстановлению.
- Если пострадал объект, который не является транспортным средством.
- Если стоимость ремонта превышает максимальную выплату по полису (в том числе если водители составили европротокол).
- У страховой компании нет возможности компенсировать ущерб направлением на ремонт.
- Автомобилем владеет инвалид первой или второй группы, который в письменной форме просит компенсировать ущерб в ДТП деньгами.
- Страховой полис получен через международную страховую систему.
- Потерпевший погиб.