В начале 2018 года вступили в силу новые законы, которые регулируют установку тахографов на пассажирские автобусы и большегрузные автомобили. Основные вопросы, которые до сих пор возникают — это обязательность установки цифровых устройств и замены устаревших моделей тахографов. Тахографы с 1 января 2018 года — что нового в законодательстве о тахографах, для кого обязательны эти устройства, нужно или нет менять старые устройства.
Что такое тахографы и для чего они нужны?
Смысл тахографа в том, что это устройство фиксирует время, которое водитель-профессионал находится за рулем. Тахографы не нужно устанавливать на частные автомобили, которые используются для личных нужд. Они обязательны только для таких видов транспорта, как грузовые коммерческие автомобили (категории C — на грузовички, которые относятся к категории B, тахограф устанавливать не нужно) и пассажирские автобусы, если они предназначены для того, чтобы перевозить более восьми пассажиров.
Фиксировать продолжительность рабочей смены водителя необходимо для безопасности на дорогах.
По статистике ГИБДД, водители автомобильных фур или автобусов очень часто попадают в ДТП только потому, что недосыпают, находятся за рулем дольше разумного предела, из-за чего падает концентрация их внимания.
Конечно, тахографы в данном случае — решение не идеальное, и многие водители недовольны тем, что им приходится вставать на ночевку, даже если до пункта назначения остается час-два пути. Но, как бы то ни было, закон твердо стоит на том, чтобы тахографы применялись.
Какие тахографы должны использоваться с 1 января 2018 года
Понятно, что недовольство многих водителей тахографами приводит к их желанию если не полностью отказаться от такого устройства (это почти невозможно), то хотя бы повлиять на записи, которые делаются прибором. Именно поэтому главные качества, которыми должен отличаться современный тахограф — непрерывная и некорректируемая информация о режиме работы водителя.
Тахографы, которые допускаются к использованию в 2018 году, должны получить одобрение не только МВД, но и ФСБ. Тахограф должен иметь специальный криптографический модуль, который хранит зашифрованные сведения о режиме работы водителя.
Существовавшие прежде аналоговые тахографы не имели такого модуля, а значит, они автоматически стали непригодными для использования устройствами.
Корпус тахографа в 2018 году должен быть опломбирован, чтобы исключалась любая возможность повлиять на содержащуюся зашифрованную информацию. Тахограф также должен содержать:
- специальное программное обеспечение,
- клавиатуру и дисплей для работы с устройством,
- датчик движения,
- модуль ГЛОНАСС.
Шифровальный модуль может работать не более трех лет, в некоторых случаях он подлежит замене до истечения этого срока:
- если устройство неисправно,
- если изменились данные о владельце, марке, модели автомобиля и т.п. информация, которая содержится в модуле.
Какие тахографы необходимо заменить в 2018 году
К 1 января 2018 года должны были быть заменены следующие виды тахографов на большегрузных автомобилях:
- устройства ЕСТР, которые были внедрены производителем грузовика до 1 апреля 2014 года,
- устройства ЕСТР, которые были установлены в мастерских до 11 марта 2014 года.
До 1 июля 2018 года по этому же принципу должны быть заменены тахографы в автобусах, которые выполняют пригородные рейсы. А к 1 июля 2019 года подлежат замене такие модели тахографов, которые установлены в городских автобусах.
Владельцам фур, которые работают не только на территории России, но и осуществляют международные перевозки, стоит иметь в виду, что они должны использовать европейские модели тахографов, которые по своим характеристикам аналогичны цифровым тахографам с модулем шифрования, обязательным для использования в России в 2018 году.