После того, как в России отказались от практики наказания за нарушение правил в виде снятия номеров с автомобилей инспекторами ГИБДД, одной из главных проблем на дорогах страны, которую государство пока не может решить, стала неправильная тонировка окон автомобилей. Если прежде риск того, что сотрудник автоинспекции снимет регистрационные знаки с автомобиля до устранения причины такого наказания, сдерживал многих от этого нарушения, то сейчас кроме смехотворного штрафа никаких санкций за неправильную тонировку не следует, при этом опасность от таких горе-водителей довольно высока. Государственная Дума в ближайшее время будет рассматривать проект закона, который в случае принятия поможет навести порядок в этой области. Штраф за тонировку — ожидается ли начиная с 2018 года новый закон, как может измениться наказание за нарушение правил допустимой тонировки, могут ли быть введены нормы, которые станут компромиссными для любителей тонировки.
Какой законопроект относительно наказания за тонировку будет внесен в Госдуму
Главным борцом с неправильной тонировкой автомобилей в стенах Государственной Думы является депутат Вячеслав Лысаков, занимающий в нижней палате парламента должность первого заместителя председателя Комитета по государственному строительству и законодательству.
В ближайшее время депутат Лысаков внесет на рассмотрение своих коллег проект закона, который должен будет кратно увеличить сумму штрафа за нарушение правил тонировки.
Пока речь идет о 10-кратном увеличении суммы наказания за такое нарушение. В настоящий момент штраф за неправильную тонировку составляет смешную сумму — 500 рублей, и это никак не останавливает поклонников темных стекол на автомобилях. Если штраф будет составлять не 500, а 5.000 рублей, для многих такая сумма будет гораздо более существенной, соответственно — риск наказания станет фактором, который остановит многих от желания тонировать автомобиль не по правилам. А кто-то, вероятно, добровольно снимет уже установленную тонировку. Особенно если вступление в силу нового штрафа будет сопровождаться рейдами сотрудников ГИБДД.
В самой ГИБДД, к слову, предварительно поддержали законопроект Лысакова.
Тот же депутат, кстати, предлагал еще пять лет назад, в 2013 году, лишать водительского удостоверения на определенный срок тех водителей, которые были бы пойманы на управлении автомобилем с неправильно затонированными стеклами. То предложение получило отрицательные отзывы в правительстве страны и не получило ход.
Лишение прав — действительно не лучший выход в подобном случае. Во-первых, это излишне жесткое наказание за такое нарушение, как неправильная тонировка. Во-вторых, чем больше статей в административном кодексе, по которым водителя можно лишить прав, тем больше возможности у инспекторов ГИБДД и ДПС провоцировать водителей на взятку. Многие автовладельцы действительно скорее согласятся “договориться на месте”, чем лишиться водительского удостоверения.
Шансы на то, что новое предложение о значительном увеличении суммы штрафа будет принято, достаточно высоки. Не будем забывать, что правительство страны наконец обеспокоилось проблемой огромной смертности на российских дорогах. Государство поставило отличную вель — прийти в течение ближайших лет к статистике смертности на уровне западноевропейских государств, а затем, в качестве идеала, к которому стоит стремиться, и вовсе прийти к нулевой смертности в ДТП.
Какая тонировка является законной в России в 2018 году
По существующим правилам, любого рода тонировка допускается на заднем стекле автомобиля и на боковых стеклах заднего ряда сидений. Главное, чтобы на автомобиле присутствовали боковые зеркала заднего вида. Будут ли окна сзади затонированы, закрыты шторами, жалюзи или забиты досками, никого не волнует.
Что касается передних стекол, то с ними все намного строже. Именно через них водитель оценивает дорожную ситуацию впереди себя и по сторонам, смотрит в зеркала заднего вида. Сильно тонированные стекла резко снижают видимость в темное время суток, и именно поэтому государство не устает бороться с таким нарушением.
Для передних стекол автомобиля существуют следующие требования:
- минимальная светопропускаемость этих стекол должна быть не ниже 70%,
- на верхней части лобового стекла можно нанести тонировочную пленку шириной не более 14 см, она может быть абсолютно темной; фактически такая пленка просто дублирует штатные солнцезащитные козырьки.
Стоит ли ждать любителям тонировки приятных сюрпризов от нового закона
Может показаться странным и удивительным, но действительно, помимо резкого увеличения строгости наказания водителей могут ждать и некоторые послабления.
Тот же депутат Лысаков говорит о том, что требования к допустимой тонировке передних боковых стекол (то есть, стекла водительской двери и двери переднего пассажира) можно немного смягчить. Сейчас минимальный процент светопропускаемости этих стекол составляет 70. Фактически таким процентом описывается обычное прозрачное стекло.
Депутат не видит ничего страшного в том, чтобы снизить этот процент до 50 и разрешить слегка тонированные стекла на передних боковых окнах автомобиля.
Кстати, один из региональных депутатов — Владимир Петров из заксобрания Ленинградской области, напротив, говорит о том, что любую тонировку автомобилей в России в принципе нужно запретить. При этом приводится любимый аргумент депутатов-”запретителей” — мифическая террористическая угроза.
Остается надеяться, что такое предложение принято не будет. Едва ли террористическая угроза из-за этого снизится, а вот более мелких правонарушений может и прибавиться. В конце концов, когда на заднем сиденье автомобиля лежат какие-то предметы, не видимые за тонировкой, они не создают такого соблазна для автомобильных воров, как если бы лежали на виду у всех.
Вступит ли в 2018 году новый закон о штрафе за тонировку
Пока об этом судить сложно. Законопроект только готовится и пока даже не внесен в Госдуму. Вероятнее всего, проект закона все же будет внесен в весеннюю сессию работы парламента до депутатского отпуска (несмотря на свое названия, весенняя сессия в 2018 году продлится практически до августа). Успеют ли депутаты рассмотреть и принять его до ухода в отпуск, сказать сложно.
Даже если депутаты примут новый закон, его должны будут одобрить сенаторы Совета Федерации и подписать президент страны. На это тоже уйдет какое-то время.
К тому же, едва ли новые штрафы начнут действовать с момента подписания закона главой государства. Обычно в календаре существует две любимые законодателями даты для вступления в силу новых штрафов: 1 января и 1 июля. Если закон успеют принять в конце весны — начале лета, новые штрафы могут начать действовать с 1 июля 2018 года. Если нет — видимо, они начнут действовать только в будущем году.