Сегодня исполняется две недели со дня начала бессрочной забастовки водителей дальнобойщиков в России. 27 марта во многих регионах страны остановили свою работу частные перевозчики, недовольные тем, что с 15 апреля ожидается очередное повышение тарифов по системе “Платон”. Забастовка дальнобойщиков в 2017 году: итоги первых двух недель протестов, в каких городах и регионах проходят забастовки дальнобойщиков, каковы их требования, отразилась ли забастовка на экономике уже сейчас.
Забастовка дальнобойщиков в 2017 году: что хотят водители
Требование у водителей-дальнобойщиков пока одно — отменить систему “Платон”. Бизнес водителей-дальнобойщиков, работающих в качестве индивидуальных предпринимателей, в предыдущие годы был рентабельным даже при огромном транспортном налоге и высоких ценах на топливо. С введением “Платона” им пришлось отдавать огромную часть прибыли оператору этой системы, а после повышения тарифов, которые с 15 апреля должны были вырасти вдвое, для дальнобойщиков и вовсе пропадал смысл в работе. По сути, все, что они бы заработали, им бы пришлось отдать, причем даже не государству, а непонятному оператору, связанному с нужными людьми.
Введение “Платона” обосновывалось тем, что многотонные фуры якобы сильно разбивают российские дороги, поэтому с них требуется взимать дополнительные деньги на ремонт. Дальнобойщики комментируют это таким образом — фуры спроектированы так, что с их стороны нагрузка на дороги соответствует нормам, а разрушается полотно только потому, что строители дорог делают свою работу не по ГОСТ.
Добавим от себя, что введение “Платона” в свое время совпало с падением привычных доходов близкого круга президента, а также с международными санкциями лично против ближайшего окружения. По всему выглядело так, что дальнобойщики были отданы одному из этих кланов на “кормление”.
Дальнобойщики, впрочем, в своей забастовке придерживаются чисто экономического требования — отменить “Платон”. Решение правительства поднять тарифы в апреле не в два раза, а только на четверть не сыграло никакой роли, и дальнобойщики сохранили свое прежнее требование. На данный момент водители не выдвигают никаких политических требований, но не появятся ли они со временем — большой вопрос.
Как проходит забастовка дальнобойщиков на этот раз
В отличие от 2015 года, тактика забастовки водителей дальнобойщиков в 2017 году заметно изменилась. Водители больше не пытаются ехать на Москву, не устраивают блокировку дорог, не пикетируют у офисов “Платона”. Они просто решили отказаться от работы, а для привлечения внимания простых людей, которым о забастовке не расскажет телевидение, организовали в большинстве регионов лишь небольшие протестные лагеря на обочинах трасс.
Забастовка проводится примерно в 80 регионах страны, то есть, в абсолютном их большинстве. И в основном лагеря разбиты рядом с центральным городом региона и представляют они собой два-три десятка припаркованных на обочине фур. Остальные принимающие участие в забастовке тысячи дальнобойщиков просто не выезжают на дороги в принципе.
Известно, что наиболее массово проходит забастовка дальнобойщиков 2017 года в Дагестане. По подсчетам самих водителей, в регионе стоит 99 процентов фур, а лагеря вдоль трасс здесь заметно отличаются от тех, что расположились вдоль дорог в других регионах. В Дагестане не обочинах встали сотни фур, к лагерю дальнобойщиков были стянуты силы полиции и Росгвардии, включая даже бронетехнику.
Начинался протест в Дагестане с автопробега из шести сотен фур, после этого с протестующими встретились местные власти, которые по понятным причинам не могли ничего обещать водителям в отношении “Платона”. Когда водители решили начать новый пробег по региону, их заблокировали войска Росгвардии.
Как отражается новая забастовка дальнобойщиков на экономике
Несмотря на то, что забастовка дальнобойщиков образца 2017 года продолжается лишь две недели, в некоторых регионах уже заметны перебои с доставкой товаров. В том же Дагестане, по сообщениям газеты “Коммерсант”, из-за дефицита муки стоимость одного мешка выросла с 800 до 1500 рублей, по этой причине встала работа на многих пекарнях.
Судя по всему, это только начало. В тех регионах, где частные перевозчики составляют основу логистических процессов, стоит ожидать похожего дефицита и связанного с ним роста цен на многие другие товары.
Пока совершенно непонятно, как долго продлится забастовка дальнобойщиков и кто одержит верх в этом противостоянии: водители или государство. Пока что власть пытается либо точечно бороться с лидерами протеста, либо выписывает административные штрафы бастующим по малейшему поводу. Сами дальнобойщики меж тем не намерены отступать и говорят о том, что при сохранении “Платона” им в любом случае нечего делать на этой работе.