Начиная со следующего месяца планируется старт давно обсуждаемого нововведения на российских дорогах. Проверка наличия страхового полиса ОСАГО на конкретный автомобиль станет автоматической. Водителю достаточно будет проехать под камерами видеофиксации, чтобы система сверила номер автомобиля с номерами в базе Российского союза автостраховщиков. Как будет выписываться штраф за отсутствие страхового полиса ОСАГО с 1 ноября 2018 года, распространится ли новинка по всей России уже со следующей недели.
Разве наличие полиса ОСАГО не проверяется камерами уже сейчас?
Нет, такое нововведение действительно обсуждается очень давно, но до внедрения дело так и не дошло.
Идея проверять, имеется ли в базе данных страховщиков информация о наличии полиса ОСАГО на каждый автомобиль, попадающий в поле зрения камер видеофиксации нарушений, не нова. Об этом проекте стало известно еще в 2016 году. Однако по разным причинам старт такого эксперимента несколько раз откладывался.
О запуске новой системы много говорили летом 2018 года. Предполагалось, что она начнет работать с 1 сентября этого года, но этого так и не произошло.
Основная проблема — технические сложности в реализации этой идеи. Для того, чтобы она начала работать, нужно научить базы данных различных ведомств (ГИБДД и РСА) согласованно работать друг с другом. Эти базы изначально на это рассчитаны не были, поэтому введение эксперимента отложили.
С 1 сентября система работать не начала, но уже в начале октября поступило официальное сообщение — система начнет работать с 1 ноября 2018 года. “Подружить” базы данных ГИБДД и РСА, по всей видимости, все-таки удалось.
Как камеры будут выписывать штрафы за отсутствие страховки ОСАГО
Центры фиксации нарушений получат информацию из базы данных РСА обо всех зарегистрированных страховых полисах ОСАГО. Камеры видеофиксации, которые считывают номера всех попадающих в их поле зрения автомобилей (а не только нарушающих правила дорожного движения) будут автоматически проверять каждый автомобиль по этой базе.
Если информация о наличии полиса ОСАГО в системе имеется — все в порядке, если ее нет, штраф не будет выписываться автоматически.
Прежде всего центры фиксации нарушений будут передавать данные о возможных нарушителях в ГИБДД. Автоинспекция передаст эти данные в РСА для уточнения. Если РСА подтвердит, что информации о страховании конкретного автомобиля у нее нет, владельцу будет направлено соответствующее постановление и выписан штраф.
Выписываться штраф может один раз в сутки. Поэтому езда без страховки становится очень дорогим удовольствием.
Эта система с 1 ноября начнет работать по всей стране?
Нет, пока это эксперимент, который затронет только Москву. Более того, в столице в таком режиме будет работать всего одна камера видеофиксации. Какая именно — разумеется, не сообщается. Да и, вероятнее всего, эта камера будет постоянно меняться. Первые нарушители очень быстро узнают, с какой именно камеры им пришел штраф и поделятся информацией с другими через интернет.
Очевидно, что для проверки всего потока транспорта потребуются огромные вычислительные мощности компьютеров. А если нарушителей окажется очень много, система вполне может не справиться. Поэтому 1 ноября начнут с малого, постепенно наращивая масштабы этой системы.
В том, что рано или поздно такая система будет работать по всей стране, сомневаться не приходится.
На дорогах России огромное количество незастрахованных автомобилей. Для многих водителей ОСАГО — дорогое удовольствие, а в некоторых регионах оформить полис оказывается не так-то просто. Страховщики порой сами саботируют этот вид страхования и неохотно продают полисы.
Для государства вся эта армия незастрахованных водителей — потенциально огромное поле для взимания штрафов.
Вырастет ли сумма штрафа за отсутствие страховки ОСАГО с 1 ноября 2018 года
Нет, сумма штрафа остается прежней. За полное отсутствие полиса полагается штраф в 800 рублей. Если полис есть, но автомобилем управляет водитель, который в него не вписан, штраф составит 500 рублей. При оплате в течение 20 дней нужно заплатить только половину суммы.
Кстати, камеры видеофиксации, конечно же, не смогут определять, кто находится за рулем. И штраф будут получать лишь те, кто вообще не застраховал транспортное средство. В этом состоит одна из главных проблем новой системы наказания за отсутствие ОСАГО.
Недостатки новой системы
Действительно, если автомобилем управляет водитель, который не вписан в страховку, это также является нарушением. За это положен штраф, а если водитель станет виновником ДТП, фактически будет считаться, что его ответственность не была застрахована.
Стоимость полиса ОСАГО очень сильно зависит от данных самого водителя: каков его стаж, становился ли он виновником ДТП и т.д. Для одних водителей полис может стоить в 2-3 раза дороже, чем для других.
Фактически штрафы с камер за отсутствие ОСАГО оставляют лазейку, при которой полис можно оформлять, но только на опытного водителя, не попадающего в ДТП. На этом иногда можно заметно сэкономить.
Вторая проблема — что будет, если человек продал автомобиль. В этом случае у нового владельца есть 10 дней на то, чтобы переоформить транспортное средство на себя и купить страховой полис. Однако для ГИБДД и РСА проезд только что проданного автомобиля без страховки означает факт нарушения, и бывший владелец получит штраф.
Понятно, что такой штраф можно будет оспорить, предъявив договор купли-продажи, но все же это недоработка системы, которую вряд ли можно устранить.