Выпускники школ в 2020 году будут в числе планируемых ЕГЭ сдавать госэкзамен по математике. В 2020 году ЕГЭ по математике не предполагает в КИМах по части сдачи испытания по математике каких-либо существенных сдвигов.
База и профиль – что выбрать?
Без математики ни один школьник не получил бы окончательного среднего образование. В число ЕГЭ математика входить должна обязательно. Выпускник школы вправе выбрать уровень (профиль) испытательного процесса. Основной (общий) является более простым, но в институт, университет или академию на инженерные специальности поступить не удастся. Сюда же входят и физико-математические, IT-, экономические специальности – здесь в обязательном порядке требуется именно «продвинутый» уровень сдачи ЕГЭ по математической части. Выбрать такой уровень нужно как можно раньше – выпускник лучше и быстрее подготовится к прохождению такого испытания. Также можно выбрать и базовый, и профильный уровни – такой выбор ещё лучше «прокачает» навыки вчерашнего школьника.
Дата проведения
В 2020 году математика по ЕГЭ сдаётся в следующие числа календаря:
- 1 июня – основной и базовый профиль (первая попытка сдачи);
- 25 июня – пересдача.
Третья возможность сдать базовый или профильный уровень испытаний по ЕГЭ (математика) выпускники могут в начале сентября. Если профильный курс не поддался успешному прохождению испытания самим выпускником, тот может пересдать только «базу» в следующий раз. Но, лишившись «профильной» сдачи, выпускник утрачивает право пройти в вуз по инженерной специальности. Пересдать математику можно не только при получении низкого количества баллов (по результатам испытания), но и при неявки на экзамен по уважительной причине. При повторной сдаче выпускник вправе выбрать нужный уровень – независимо от того, что именно он сдавал до этого.
Экзамен базового уровня
В 2020 году испытанию на ЕГЭ по «математической» «базе» собираются многие выпускники. Так, «продвинутый» уровень не требуется сдавать тем, кто планирует уйти учиться на специальности химико-биологических направлений. Под это же требование подпадает и филологические направления, и ещё десятки иных сфер человеческих специальностей. Те же испытуемые, что так и не определились окончательно, куда именно пойти учиться, будут сдавать оба уровня – и основной, и дополнительный (повышенной сложности). «База» и «профиль» сдаются в один день, но сдать первый в основной, а второй – в резервный, считается наилучшим решением.
Формат и регламент
Изменения в распорядок проведения госэкзамена по математике на 2020 год не запланированы. Сдача госэкзамена по математике будет проходить в течение трёх часов с начала занятий. Для достижения достоверной оценки (по количеству баллов) численность заданий дойдёт до 20 – как и в 2019 году. Предельный первичный балл составляет 20 – это соответствует тестовым 100 баллам. Минимально необходимый балл для получения сертификата равен 27. Для достижения нужного результата могут потребоваться линейка и дополнительная справочная информация. Однако выпускник не имеет права производить математические вычисления по калькулятору – им пользуются лишь экзаменаторы для оценивания верности всех вычислений, поиска ошибок в них.
Структура КИМ
Билет на экзамене включает в себя 20 заданий. При их решении итоговым результатом может оказаться цифра или число, либо последовательность чисел. Численность вопросов по разным направлениям математики будет такой:
- 10 вопросов – по линейной алгебре;
- 4 вопроса – по аналитической геометрии;
- по функциям – один вопрос;
- по уравнениям и неравенствам – 3 вопроса;
- по матанализу (алгебра и начала анализа) – один вопрос;
- по комбинаторике и вероятностной теории – также один.
Демонстрационная версия госэкзамена по математике за 2020 год включает в себя различные типы и разновидности задач, попадающиеся на экзамене. Однако в настоящих билетах данный выбор заблокирован.
Оценивание
Оценка по результатам экзамена производится по следующей схеме. Первичный балл начисляется за каждый верный ответ. Более 20 баллов по настоящему госэкзамену получить нельзя. Однако 20 баллов здесь равны 100 «сертификатным». Правильно выполненное задание по меркам сертификата – 5 баллов. «Стобалльник» — выпускник, успешно прошедший испытание на 100%, на «отлично». Однако, если выпускник не решил правильно хотя бы 6 из 20 заданий (27, а точнее – 30 «сертификатных» баллов), аттестат он не получит до тех пор, пока не пересдаст экзамен. Однако в КИМе нет заданий повышенной и высокой трудности. Проверка производится автоматически, по цифрам, проставленным в бланках, после чего система правильно их оценивает. Труд, который ранее выполняли преподаватели, сейчас практически бесполезен – программа сделает это за доли секунды.
Экзамен профильного уровня
По сравнению с базовыми навыками, требуемыми на обычном экзамене по математике, «продвинутый» уровень заключается в идеальном знании теории и отличных практических навыках решения всевозможных задач в ходе испытания. Главные особенности высокопрофильного экзамена – задачи разной степени трудности и заметно большее время на их полное решение. В КИМе имеется минимально необходимая памятка (справочный материал), помогающая, как и на обычном госэкзамене по математике, справиться с решением задач и разделить процесс на стадии, выставленные в удобной последовательности.
Формат и регламент
«Продвинутый» уровень характеризуется следующими памаметрами: на сдачу экзамена отводится почти 4 часа, а не ровно 3; необходимо решить 7 задач из 19, чтобы получить удовлетворительную оценку, годную для аттестата (не набрав 32 балла, вы не сдадите экзамен). Выпускник также вправе воспользоваться линейкой и 5 главными тригонометрическими формулами, но использование микрокалькулятора также ограничено.
Структура КИМ
Несмотря на то, что в профильном испытании даётся всего 19 заданий, в базе их значится ровно 20. Они выстраиваются следующим образом:
- 8 задач по базовому уровню;
- 9 задач повышенного уровня;
- 2 задачи предельного уровня трудности.
Задачи по отличающимся друг от друга частям школьного курса отличается по своей сложности и распределению от тех, что используются в базовом уровне сложности. Так, по областям математических наук задачи разграничиваются следующим образом:
- 4 задания по линейной алгебре;
- 5 задач по аналитической геометрии;
- 2 – по функциям;
- 5 – по уравнениям и неравенствам;
- 2 – по матанализу (алгебра и начала анализа);
- Одна – по комбинаторике и вероятностным основам.
Проставление оценок
Чтобы оценить, на какие баллы «потянул» тот или иной выпускник, необходимо использовать следующую систему проставления оценок. Первоначальные 12 задач проверяются автоматизированным методом, остальные 7 – оцениваются экспертами, не пересекающимися друг с другом по своей работе. Разграничение и проставление набираемых очков выполняется следующим образом. Задачи с 1 по 12 оцениваются по одному баллу. У заданий с 13 по 15 прибавляетс я по 2 балла за каждое успешно решённое. 3 – даётся за каждое из 16-го и 17-го заданий. За 18-е и 19-е задание ставится по 4 балла. Общее их число – 32. Что сравнимо со «стобалльником» для аттестата.
Необходимо решить не менее 7 задач, чтобы набрать 32 тестовых (7 реальных) балла для допуска выпускника к получению аттестата впоследствии (когда пройдут все экзамены). Однако школьные преподаватели настоятельно советуют выпускникам набирать столько баллов на экзаменах, чтобы те впоследствии легко были пропущены в профильные вузы по инженерным специальностям.
Для чисто технических специальностей в большинстве субъектов РФ порог «проходимости», к примеру, в технические вузы устанавливают на отметке в 65-70 баллов. Чтобы пробиться в высокорейтинговые вузы страны, включая московские учебные заведения, требуется 95 баллов по ЕГЭ. Этот же высший результат требуется для занятия призовых мест по результатам математических состязаний.
В итоге
Чтобы сдать ЕГЭ по математике, необходимо систематически готовиться – чем раньше и тщательнее, тем лучше. Выпускники, боящиеся не набрать нужного количества баллов при сдаче ЕГЭ по части математических дисциплин, могут обезопаситься от провала на нём, лишь подготовившись всесторонне. Чтобы набрать 95-100 баллов на ЕГЭ по математике, требуется приложение постоянных, неустанных усилий в течение всех лет обучения в гимназии или средней школе. Чем раньше ребёнок, подросток «возьмётся за ум» как следует – тем более впечатляющим окажется положительный исход. «100-балльник» на госэкамене по математике получить реально.
Дело в том, что алгебра, геометрия и основы матанализа, изучаемые в школе, нереально изучить заново и досконально всего за полгода или год: сложность здесь в периодической систематизации, обобщении и углублении знаний. Не стоит сидеть сложа руки, пока вы продолжаете учиться в среднеобразовательном учебном заведении – пропустив какую-либо часть курса, и до конца сразу не поняв изучаемый материал, не овладев отдельно взятыми знаниями, вы затратите гораздо больше времени на то, чтобы наверстать это упущенное.
Автор этих строк приводит простейший пример: не усвоив полностью знания по степенным функциям, он ухитрился усвоить курс по части тригонометрических. Однако на контрольных работах он «падал» при решении задач по обычным степенным – пока, наконец, то, что учат в 7-м классе, до него не дошло лишь, когда он заканчивал 9-й. Не повторяйте подобных ошибок – они вам дорого обойдутся: чуда может не случиться, вы не «перепрыгнете» пропущенные параграфы и главы, пока не вернётесь назад и не повторите, не заучите твёрдо то, что вы пропустили. Бывают случаи, когда самостоятельно изучить пропущенный материал вам не по силам, и школьник прибегнет к помощи репетитора.
С чего начать?
Прежде чем форсировать подготовку к госэкзамену по математике, «без пяти минут выпускник» чётко представит себе, что его ждёт, когда он в 2020 году сдаст ЕГЭ. Самый правильный метод – освежить в памяти пройденный за предыдущие годы материал. Подготовка к ЕГЭ начинается именно с демо-режима и привлечения на помощь старшекласснику дидактических материалов (задачника) с сайта Федерального института педизмерений. Вы можете использовать для подготовки задачники в редакции 2019 г. – в следующем году существенных изменений ждать не стоит.
Нужен ли репетитор?
Репетитор – многоопытный преподаватель и педагог, чутко реагирующий на пробелы в знаниях старшеклассника, эффективно выстраивающий систему переподготовки, может во многом помочь учащемуся подготовиться к профильному ЕГЭ по математике. Но он не поможет тем выпускникам, что изучали математические дисциплины более глубоко.
Советы педагогов
Нужно:
- Соединить теорию и практику в единое целое. Они должны дополнять друг друга, а не «откатывать» положительный эффект от обучения.
- Повысить численность задач, решаемых «вразнобой». Человеческий мозг так устроен. Что для многократно эффективного обучения необходимо быстро переключаться.
- Чётко следовать логике изложения при решении геометрических задач. Вспомним теоремы: одно утверждение следовало из другого, что помогало убедительно доказать тот или иной постулат, а кое-где на помощь приходили аксиомы – вроде бы бездоказательные, зато очевидные факты.
- Проявлять небольшую долю наглости, не бояться переспросить, если что-то не сразу доходит. Иначе образуется пробел в стройной системе знаний, выстраиваемой в голове учащегося – а его, как ни крути, наверстать в итоге всё же понадобится.
- Черновики не оцениваются. При переносе на «беловик» выпускник крайне аккуратен. Часто случается, что на черновике задача решена верно – а проставлены не те цифры, числа или их последовательности. Автоматическая система не прощает такой халатности: если даже верно решены все 19 или 20 задач – а в 15 графах проставлены не те варианты, результат всё равно плачевен: «двойка», или недобор по баллам.
В век высокоскоростного безлимитного Интернета нелишне воспользоваться и онлайн-помощью репетиторов. Это – ещё одна возможность сработать на ЕГЭ чётко и эффективно.