Федеральным институтом педагогических измерений были опубликованы проекты документов, определяющие изменения в ЕГЭ для выпускников в 2024 году. Изменения будут практически во всех предметах, но где-то они будут точечными, а где-то более значительными. Существенно изменились в этом году задания по литературе и физике, изменения не затронули базовую математику и химию.
Вас заинтересует: ТОП-11 дебетовых карт для детей и подростков с 6 лет в 2024 году
Математика (профильная)
В первую часть контрольно-измерительных материалов (КИМ) вошли задания по геометрии, целью которых является проверка навыков определения координат точки и вектора. Учащиеся также должны суметь провести операции с векторами, вычислять их длину и координаты, а также определять градус угла между ними.
Максимальный первичный балл за выполнение работ увеличен с 31 до 32. Педагоги считают, что обновление заданий не сильно скажется на выпускниках, но оно крайне необходимо для проверки возможности применения ими полученных знаний. Векторы – довольно важная тема для смежных дисциплин.
Русский язык
В заданиях 13 и 14 изменилась формулировка вопросов, а также система ответов (теперь выпускники должны сделать множественный выбор и подобрать правильные ответы в виде цифр).
Изменена система оценивания ответов к задачам на синтаксические нормы и средства языковой выразительности.
Определенные изменения затронули и формулировку задания к сочинению. Раньше выпускник должен был описать проблему текстом, а теперь от него ждут более глубокого анализа и проявления способностей к рассуждению. Мнение должно быть обоснованным, ученикам придется приложить больше усилий для написания задания, приводить различные примеры и аргументировать свою точку зрения.
Максимальный первичный балл за выполнение всех работ составляет не 54, как было ранее, а 60.
Для русского языка подобные изменения были довольно ожидаемыми, корректировка и уточнение критериев сочинения – вопрос, над которым составители экзамена работали ни один год. Это позволяет добиться максимальной точности, устранить двусмысленность, но сохранить возможность строгого оценивания заданий.
Другие изменения также направлены на определенные усложнения. Как считают эксперты, связано это с тем, что тестирование по русскому языку сдают довольно хорошо и на высокие баллы. Это не соответствует ключевой задаче ЕГЭ – дифференцировать выпускников школ по уровню знаний.
Литература
Количество заданий базового уровня сложности сокращено с 7 до 6. Уточнена тема сочинения. Теперь вместо привлечения любого произведения для рассмотрения темы нужно выбрать одного из трех писателей классиков.
Задания с развернутыми ответами будут оцениваться по другим критериям – в них повышены требования к грамотности. Дополнительно уточнена система оценивания написанных сочинений – теперь пристально будут рассматривать не только знания литературы, обращать внимание будут на речевые и грамматические ошибки.
Максимальный первичный балл за выполнение ЕГЭ изменен с 53 до 48. Литература, как и русский язык, является предметом, занимающим лидирующие позиции по высоким баллам среди сдающих. Изменение системы оценивания и корректировка требований позволит выровнять объективность. Уменьшение количества максимальных баллов приведет к тому, что стоимость ошибок несколько возрастет.
Информатика
Изменения структуры контрольно-измерительных материалов отсутствуют, но задание 13 будет проверять способность использовать маску подсети при адресации в соответствии с протоколом IP. Такое изменение считают незначительным, поскольку ранее в данном задании выпускники искали количество путей в графе. Одна задача заменена другой в рамках изученного материала – никаких проблем с ее разрешением возникать не должно.
Физика
Количество заданий сокращено с 30 до 26. Из первой части работы убраны интегрированные задания на распознавание графических зависимостей, а также на определения соответствия форму и физических величин по механике и электродинамике.
Со второй части работы удалена расчетная задача, относящаяся к группе заданий высокого уровня сложности. Одно из заданий с кратким ответом в виде числа, перенесено из первой части работы в раздел «Механика».
Кроме количества заданий сокращен объем проверяемых знаний и навыков в заданиях базового уровня с кратким ответом. Уменьшен и максимальный первичный балл с 54 до 45. Материалы для экзамена по физике сильно упрощены, скорее всего, это связано с тем, что в последние годы этот предмет несколько утратил свою популярность и уступил ведущие позиции информатике.
Биология
Из экзамена исключено задание 20, которое было в 2023 году. Общее число заданий сократилось с 29 до 28, максимальный первичный балл теперь составляет 57, а не 58 баллов, как было ранее.
Исключение этого задания – положительное изменение для выпускников, потому что оно являлось одним из самых сложных. Несмотря на это, для успешного прохождения тестирования выпускникам нужно знать все теоретические понятия и определения для получения хороших баллов.
История
Более детализированной стала структура задания 18 на установление причинно-следственных связей. Это задание остается одним из самых сложных, потому оно и требовало более глубокого рассмотрения для исключения двоякого трактования. Также стоит учитывать, что в рамках данного экзамена будут проверяться знания новейшей истории (включая события 2022 года).
Обществознание
Откорректирована формулировка и внесены изменения в систему оценивания задания 24 на составление сложного плана. Это задание вызывало трудности у большинства выпускников, потому дополнительные уточнения не будут лишними.
Иностранные языки
В соответствии со стандартами экзаменов были внесены изменения в систему уровней сложности заданий. Сейчас они распределены по двум уровням: высокий и базовый. В задачи, в которых нужно проанализировать информацию из таблиц, диаграмм или описать изображения, внесены уточняющие формулировки.
Вас заинтересует: Куда можно потратить материнский капитал в 2023 году
Количество баллов за выполнение задания 1,2 и 10,11 уменьшено. Также снижен максимальный первичный балл с 86 до 82. Количество баллов за экзамен по иностранным языкам сокращается уже второй год. Связано это с изменением самой системы и возможностью получения более достоверных результатов. Практика, применяемая ранее (100 баллов за тест) приводила к высоким результатам и не позволяла дифференцировать выпускников школ в зависимости от уровня знаний.