Недавно Иван Валентик сообщил потрясающую новость. Скоро для заготовителей леса начнет действовать заявительный принцип. Лесозаготовщики сами будут выбирать участки. Для этого они задействуют специально разработанную электронную карту лесов. Недавно на одной из встреч в редакции «Российская газета» руководителю Рослесхоза показали видео, снятое в Ленинградской области. Просмотрев сюжет, стало ясно, что механизм выдачи в аренду лесных участков понятен не всем, поскольку непрозрачен.
С 2019 года заготовители леса начнут сами выбирать себе участки
Кто может сказать, что будет с лесным хозяйством в 2019 году, если многие арендаторы, получив участки, даже не пытаются их осваивать, а сразу продают предпринимателям по более высоким расценкам. В результате страна недополучает денежные средства в качестве доходов от проданного леса. Лесовосстановительные работы вообще никто не проводит. Это привело к тому, что заготовка древесины сократилась более чем на 20%. Предприниматель Юрий Раскин спросил у Ивана Валентика: «Каким образом контролируются арендованные лесные участки, и кто именно согласовывает субаренду?».
Заместитель министра пояснил, что предоставление участков в аренду осуществляется не везде открыто.
Однако сегодня это не назовешь массовым явлением, а все торги проводят через интернет. В Лесном кодексе есть пояснение, что это является обязательным условием, которое дает заметный эффект. Если заявка составлена правильно, то отказать в предоставлении участка невозможно. На это просто нет никаких оснований, поэтому системное решение данного вопроса решается предоставлением электронных площадок.
С самого начала этого года руководство страны предложило абсолютно другой принцип выдачи в аренду лесных участков. Если прежде их выдавали представители органов власти, то теперь арендаторы выбирают сами. Сегодня никто не знает, по каким критериям формировались участки. Непонятно откуда они появлялись. Кто-то предлагал их выставлять на торги, и они выставлялись. Во времена бумажных торгов, несложно было сформировать условия, чтобы выиграл нужный арендатор. Теперь действует заявительный принцип работы. Это избавляет руководство от коррупции, поскольку свободный лесной участок на электронной карте выбирает арендатор самостоятельно. Далее проводится аукцион. Если заявленная территория не востребована, то участок берется в аренду без аукциона.
На следующем этапе появляются лесные конкурсы. Это нововведение стартовало в начале января этого года. Между конкурсом и аукционом есть кардинальное отличие. Аукцион – это цена аренды участка: кто больше денег предложил, того и участок. Никаких требований к арендаторам не предъявлялось. Конкурс – это инструмент, позволяющий обеспечивать древесиной действующие деревоперерабатывающие комбинаты, испытывающие в сырье недостаток. Другими словам – конкурсы поставлены впереди аукционов, поскольку они не проводятся, если на лесной участок объявлен конкурс.
Они решат проблемы, связанные с рантье. Кстати, по условиям конкурса, субаренда запрещена. Все это указано в лесном кодексе. Кроме того, взамен вырубки, лесозаготовители будут создавать лесные питомники. Однако нужно сделать следующий шаг: предоставлять лесные участки предпринимателям, владеющим производственными предприятиями по глубокой переработке древесины. Поскольку – это достаточно серьезный шаг, то требуются дополнительные консультации от квалифицированных специалистов. Данная тема уже обсуждается в Государственной Думе.