Правительство внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2021 год и плановые 2022–2023 годы. В его основу положен базовый вариант прогноза социально-экономического развития России на данный период. Им предусматривается постепенное восстановление мировой экономики на фоне сохраняющихся ограничений по причине пандемии коронавируса. Российская же экономика, в соответствии с прогнозом, в 2021 году вырастет на 3,3%, в 2022 году — на 3,4%, в 2023 году — на 3%.
Как формируют федеральный бюджет?
Фактически федеральный бюджет является законом, в котором правительством расписываются будущие доходы и расходы государства на выполнение обязательств перед гражданами.
С одной стороны, бюджет отвечает, сколько средств будет направлено, скажем, на здравоохранение, а сколько — на оборону. В то же время, это так же и прогноз — какой окажется инфляция, сколько государство заработает на экспорте нефти, а сколько получит налогов.
Также зачастую можно услышать прочие наименования — региональный и консолидированный бюджет. С региональным все просто — он принимается законодательными властями на местах, планирующими расходы местных же органов управления. Консолидированный бюджет может быть как субъекта, так и всей страны — он включает в себя в принципе все бюджеты системы, принимаемые на конкретной территории.
Вас заинтересует: Где взять кредит, если везде отказывают
Какие доходы и расходы заложены в бюджет на 2021 год?
2021 год должен быть в некотором роде переходным — доходы пока не возвратятся к докризисным показателям, а расходы будут больше запланированных раньше. В итоге российское правительство закономерно запланировало дефицитный бюджет. Как заявил министр финансов Антон Силуанов, таким он и будет как минимум до 2024 года.
Так, в 2021 году доходы бюджета составят 18,8 трлн рублей, расходы — 21,5 трлн рублей, а дефицит соответственно — 2,7 трлн рублей. Причем в процентном отношении к объему ВВП траты уменьшатся — с 21,1% ВВП в 2020 году до 18,6% ВВП в 2021 году, когда данный показатель составит 115,5 трлн рублей.
Для сравнения, по предварительной оценке в 2020 году доходы бюджета будут на уровне 17,8 трлн рублей, расходы — 22,5 трлн рублей, а дефицит — порядка 4,7 трлн рублей.
Для мобилизации доходов государство предприняло такие меры как увеличение налоговой нагрузки на бизнес и состоятельных россиян. Это и увеличение ставки НДФЛ в ряде случаев до 15%, и внедрение подоходного налога на проценты по вкладам, увеличение акцизов на табак, изменение НДПИ в отношении сырья для удобрений и руд черных и цветных металлов, модификация параметров налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли, пересмотр некоторых нефтяных льгот и прочее.
Однако цифры способны меняться — государство всегда уточняет бюджет, принимая во внимание фактическое его исполнение.
Что значит «дефицит бюджета»? Это плохо?
Дефицитом бюджета является превышение расходов бюджета над его доходами. Профицитом, напротив, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека либо даже семьи профицит, естественно, смотрится привлекательнее, однако не все так просто, если имеется в виду бюджет целого государства. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны являться сбалансированными, а расходы равны доходам.
Однако гражданам России в обычной жизни непросто увидеть разницу, сбалансированный, дефицитный либо профицитный бюджет составило правительство. Поскольку дефицит не ведет к моментальному экономическому краху — это явление вообще довольно нередкое. Скажем, с 2011 по 2019 год все российские бюджеты являлись дефицитными.
И напротив, профицит не ведет сразу к нереальным улучшениям. Скажем, в кризисный 2008 год профицит бюджета составлял 1,6 трлн рублей. В то время этому способствовала высокая стоимость нефти, торгуемой в долларах.
По большей части, играет роль отношение уровня дефицита либо профицита к ВВП. В 2020 году оно составит 4,4% ВВП, в 2021 году — 2,4% ВВП, в 2022 году — 1% и в 2023 году — 1,1%. А закрывать дефицит государство желает по большей части посредством государственных заимствований.
Что тогда произойдет с государственным долгом?
Государственные заимствования будут главным источником финансирования бюджетного дефицита, что даст возможность удержать социальную направленность бюджета и ориентир на постепенный рост, рассчитывают власти. В итоге общий государственный долг возрастет с 12,3% ВВП в 2019 году до 21,4% ВВП, либо 28,4 трлн рублей, по результатам 2023 года. Причем главный рост пришелся все-таки на 2020 год.
Так или иначе величина российского государственного долга сейчас пребывает на безопасном уровне и является одной из наиболее низких в мире, говорил не так давно Антон Силуанов.
Какой окажется инфляция?
Правительство считает, что цены в 2021 году станут выше в среднем на 3,7%. Это все еще меньше 4%, остающихся основной целью Центробанка.
ЦБ РФ на последнем заседании совета директоров в сентябре изменил прогноз по инфляции: в условиях осуществляемой денежно-кредитной политики ее годовой показатель, возможно, составит 3,7–4,2% в 2020 году, 3,5–4,0% в 2021 году и лишь в 2022 году возвратится к целевым 4%.
А чего ожидать от курса рубля?
По базовому прогнозу государство в долгосрочной перспективе ждет умеренного ослабления валютного курса: в среднем до 72,4 рубля за доллар в 2021 году, до 73,1 рубля — в 2022 году и до 73,8 рубля в 2023 году. Причем в «реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что позволит сохранить конкурентоспособность российской экономики и создаст условия для роста несырьевого экспорта», отмечается в проекте закона о федеральном бюджете.
Что приносит в бюджет наибольшие доходы? И сколько будет стоить нефть?
Нефтегазовые доходы составят 6 трлн рублей, не нефтегазовые — 12,8 трлн рублей. А значит, в общем объеме доходов нефтегазовые поступления составят 31,9%. Причем, несмотря на общий рост доходов, по отношению к объему ВВП не нефтегазовые ближайшие 3 года будут стабильными — на уровне приблизительно 11%, а нефтегазовые станут выше — с 4,8% в 2020 году до 5,6% в 2023 году.
Еще сбор внутреннего налога на добавленную стоимость (НДС) добавит в бюджет 4,5 трлн рублей, а импортного — 3,1 трлн рублей. Налог на прибыль даст бюджету еще 1,2 трлн рублей, внутренние акцизы — 951 млрд рублей, импортные — 105 млрд. На НДФЛ приходится 60 млрд рублей, на ввозные пошлины — 701 млрд рублей.
Проектом закона предусмотрено, что усредненная стоимость нефти марки Urals, экспортируемой Россией, будет $45,3 за баррель в 2021 году и $46,6–47,5 в 2022–2023 годах. Причем сам проект составлен в соответствии с заложенной по бюджетному правилу ценой Urals $43,3 в 2021 году. Все доходы больше данного уровня будут направлены в Фонд национального благосостояния (ФНБ). В 2019 году российская нефть продавалась в среднем за $63,8 за баррель, а в 2020 году — лишь $41,8, по прогнозам Минэкономразвития в начале сентября.
Вас заинтересует: Где взять беспроцентный кредит в 2024 году — 11 способов
На что государство потратит деньги?
«При формировании документа правительство исходило из двух приоритетов: безусловное исполнение социальных обязательств государства перед гражданами и реализация национальных целей развития, сформулированных президентом России», — написано в сообщении правительства.
Как раз в разделе «Социальная политика» в 2021 году запланированы наиболее крупные затраты — приблизительно 5,6 трлн рублей (что составляет 26% от общего объема бюджетных трат). Причем социальные расходы станут выше на 4,5% в сравнении с докризисным планом на 2021 год и на 10% в 2022 году.
На втором месте — экономика с расходами 3,3 трлн рублей в 2021 году. На третьем — национальная оборона: 3,1 трлн рублей. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность на четвертом месте — 2,4 трлн рублей, и замыкает пятерку направлений здравоохранение — 1,1 трлн рублей.
А вот финансирование нацпроектов уменьшится приблизительно на 9% — с запланированных раньше 2,4 трлн рублей до 2,2 трлн рублей в 2021 году.