В последние годы автомобилистами Российской Федерации активно обсуждается тема транспортного налога, который с них взимается. Такой вид сбора регулярно пополняет государственную казну немалым количеством финансовых средств, однако, это не всем по душе. О его положительных и отрицательных сторонах, а также о том, состоится ли отмена транспортного налога в 2018 году для легковых автомобилей, мы и поговорим в данной статье.
Благодаря этому сбору в бюджет Российской Федерации ежегодно поступало почти полторы сотни миллиардов рублей. Нынешнее состояние экономики не предполагает адекватного альтернативного варианта изыскания финансовых средств с населения в случае, если вдруг фискальный сбор будет отменен.
Но если посмотреть на другую сторону медали, то нужно отметить, что владельцы автомобилей, конечно же, неохотно платят эти средства, это им не совсем по душе, особенно тем, кто проживают в регионах, где налоговые ставки являются повышенными. Ясное дело, что власти государства будут каким-то образом реагировать на подобное народное недовольство, особенно в такой важный для них период – в скором времени пройдут сроковые выборы президента Российской Федерации. Правительство практически ежедневно дискутирует о возможных законопроектах, которые могут уладить проблему, касающуюся реформирования транспортного налога, чтобы от этого была польза и для государства, и для физических лиц.
Одним из вариантов реформирования может стать абсолютная отмена подобных денежных взысканий с автовладельцев. Другая альтернатива – смена вида фискальных сборов на более щадящий. На данный момент пока сложно точно спрогнозировать, какой на каком из вариантов в итоге остановятся депутаты, однако о потенциальных изменениях в плане фискальных трансформаций в этом 2018 году мы вам как можно подробнее поведаем.
В чем заключается смысл сбора денег с владельцев транспортных средств?
Как вы уже, наверное, поняли, этот вид сбора средств государством касается всех физических лиц, владеющих теми или иными видами транспортных средств. Размер взыскиваемых сумм напрямую зависят от мощности двигателя автомобиля или другого средства передвижения, а также от периода, в течение которого он находится в эксплуатации. Что касается тех людей, которые владеют современными «навороченными» транспортными средствами, то им помимо обычной суммы налога нужно дополнительно доплачивать определенный процент, обусловленный тем, что они пользуются не просто объектом передвижения, а и объектом роскоши. Минимальная стоимость автомобиля, на который распространяется данная процентная ставка – три миллиона рублей.
Также следует сказать, что в разных административных районах Российской Федерации сумма ставки фискального взыскания может варьировать в определенных пределах.
Окончательный размер налога устанавливается местными властями территориального округа, а это значит, что за идентичные средства передвижения, отслужившие их владельцам одинаковое количество лет, в разных регионах страны придется платить неидентичные денежные суммы. Также местные управляющие органы могут значительно уменьшать размеры налогов либо вовсе освобождать определенные льготные группы граждан от уплаты налогов. К таким категориям относятся пенсионеры, инвалиды, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, члены многодетных семей и некоторые другие. Муниципальные предприятия зачастую также освобождаются от подобных финансовых взысканий.
Главной целью сбора такого вида налога является регулярное и постоянное поступление денежных средств в казну, которые расходуются на прокладку новых автомобильных трасс, а также на ремонт уже существующих на сегодняшний день дорог. Собираемые с владельцев средств передвижения деньги идут не в государственный, а в региональные бюджеты. К тому же, нужно сказать, что итоговые суммы предоставляемых гражданами государству средств, касающиеся этого налогового сбора, составляют едва ли не львиную долю доходов (поступлений в казну).
Владельцы, каких транспортных средств освобождаются от уплаты налога?
Многие считают, что эти взыскания касаются только владельцев автомобилей, однако это не совсем так – мотоциклы, катера, квадроциклы, автобусы, яхты, тракторы, вертолеты и многие другие средства передвижения также предполагают отчисления финансовых средств государству их владельцами. Определенные группы людей, владеющие теми или иными транспортными объектами, попадают под льготы в отношении выплаты фискальных взносов. Льготным транспортом считается:
- Автомобили, выступающие в качестве презентов в тех или иных социальных программах, а также те, которые были переоборудованы под водителей, имеющих группу инвалидности. При этом такая машина не должна иметь под капотом больше сотни лошадей;
- Машина, которая ранее была подвержена угону. Данный криминальный факт и само средство должны быть документально зарегистрированными правоохранительной службой;
- Плавательные средства, которые имеют промышленное предназначение, рассчитанные на передвижение по рекам и морям;
- Средства передвижения, которые применяются в сельскохозяйственных целях (например, для транспортировки животных, молока, мяса, яиц, соломы, зерна). Также это касается тракторов и комбайнов;
- Лодки и катера, оснащенные двигателем с номинальной мощностью, которая не превышает пять лошадиных сил.
Почему владельцы автомобилей и других транспортных средств критикуют данный вид налогового сбора?
Критике больше всего на данный момент подвергается сам принцип сбора с физических лиц финансовых средств, согласно которому начисляются платежные суммы. Так, например, сумма налога, как уже было сказано, напрямую зависит от объема двигателя и его мощности, однако нигде в законодательной базе данного налога не говорится о том, как часто транспортное средство эксплуатируется в течение года. По мнению владельцев авто и экспертов, разбирающихся в подобных вопросах, данный принцип сбора средств не отражает его истинной цели – кумуляции финансов для ремонта дорожного покрытия. Это и не удивительно, ведь степень ущерба, который автомобиль наносить дороге практически не имеет никакой зависимости от количества лошадиных сил двигателя, а вот частота и продолжительность поездок напрямую оказывает влияние на изнашивание дорожного покрытия.
Вы, наверное, согласитесь с тем фактом, что большое количество людей пенсионного возраста эксплуатируют свои «плоды отечественного автопрома» всего лишь несколько раз за год, когда нужно съездить на дачный участок, расположенный за городом. Львиную же долю всего времени авто стоит в гараже, однако, выходит так, что, несмотря на это, за него владелец обязан отдать такую же сумму сбора, как и остальные. Как известно, далеко не каждая иномарка с мощным двигателем относится к разряду новых и комфортабельных, что властями не учитывается, а значит, для владельцев как новых, так и отживших свое транспортных средств сумма налогового сбора будет идентичной.
Нужно отметить тот факт, что при покупке автомобиля физическое лицо обязано еще и платить определенную сумму акцизного сбора на топливо. Это значит, что автомобилист облагается двойным налогом. Большинство развитых стран Европы и Америки не практикуют подобные расклады, однако правительственные органы Российской Федерации этим не удивить. Активно также возмущаются люди, владеющие автомобилями с серьезными повреждениями и дефектами, из-за которых их практически невозможно эксплуатировать.
Неисправность автомобиля — не повод отказать от уплаты
Многие владельцы машин не могут себе позволить осуществить ремонт автомобиля в короткие сроки, ведь на это дело обычно требуется приличная денежная сумма, которую быстро собрать, не так уж и просто, в результате чего процесс ремонта тянется месяцами, а иногда и годами. Но при этом подобные случаи не подпадают под льготный разряд, в таких ситуациях все равно приходится оплачивать полноценный налог. Часть водителей пытаются как-то схитрить, пытаясь сэкономить деньги путем снятия автомобиля с учета. Но в таких случаях сначала нужно все хорошенько взвесить, и только потом принимать решение. Связано это в данной ситуации с тем, что сумма пошлины, выплачиваемой за регистрацию машины, ничуть не меньше суммарного фискального взноса.
Какие возможны варианты изменений порядка налогообложения для владельцев транспортных средств?
Правительственные органы в последнее время активно пересматривают данный транспортный налог и пытаются заменить его одним из нескольких альтернативных вариантов, которые возможно в скором времени будут иметь право на существование. Среди них можно отметить следующие способы:
- Полная отмена налоговых сборов с транспортных средств, но увеличение параллельно с этим акцизных денежных взносов на бензин и другие виды автомобильного топлива. По сути, такой альтернативный вариант является вполне логичным, налоговая нагрузка будет распределена должным образом, поскольку большие суммы взносов будут взиматься с тех, кто больше ездит, и соответственно, способствует изнашиванию дорожного покрытия. Однако следует отметить, что среди депутатов далеко не все являются сторонниками такого варианта налогообложения. Ведь по подсчетам противников подобного законопроекта местные бюджеты административных единиц Российской Федерации будут претерпевать первое время значительные потери денег, поскольку повышение сумм акцизов в таком случае придется осуществлять постепенно. За один только первый год после отмены действующего налога государство не досчитается почти полторы сотни миллиардов в национальной валюте.
- Зависимость суммы налога от показателя экологичности автомобиля или другого автоматизированного средства передвижения. Такую альтернативную версию предложил Минпромторг, который обратил внимание правительства на страны Европы, где проводится тщательный контроль над вредными выбросами переработанных газов в окружающую среду. Владельцы авто там начинают постепенно переходить на эксплуатацию автомобилей, которые работают на не вредных типах двигателей. Таким образом, будет происходить стимуляция российских автомобилистов на то, чтобы они покупали современные машины эко класса, за эксплуатацию которых будет налагаться гораздо меньшая сумма налогов, к тому же, они не будут загрязнять окружающий воздух.
- Зависимость суммы фискального сбора не от мощности двигателя автомобиля, изменяемой в лошадиных силах, а от объема двигателя транспортного средства, что, в принципе, также логично.
Будет ли отменен налог на транспортные средства в 2018 году?
Практически все владельцы средств передвижения интересуются тем, произойдет ли отмена транспортного налога в 2018 году для легковых автомобилей. Еще несколькими годами ранее часть депутатов предлагали свести на нет налоговые сборы с транспортных средств, начиная еще с 2017 года. Но, к сожалению, тогда эта инициатива не была поддержана большинством.
Правительство не решилось отменить налоговый сбор, который ежегодно пополняет государственную казну на десятки и даже сотни миллиардов рублей. По мнению Министерства экономики и развития, отменить данную доходную статью на данном этапе практически невозможно, ведь по статистическим данным на сегодняшний день общая сумма долга регионов страны составляет почти два триллиона рублей, а также российскими административными субъектами был нарушен норматив, запрещающий превышение суммы долга больше половины доходного сектора бюджета. Дополнительная потеря полторы сотен миллиардов в национальной валюте может еще больше обострить финансовые проблемы государства.
Льготные условия коснулись только владельцев транспортных средств, масса которых превышает двенадцать тонн. До настоящего времени за эксплуатацию такого крупногабаритного транспорта владельцам приходилось выплачивать колоссальные денежные суммы, включающие финансовые компенсации урона, наносимого ими дорожному покрытию, а также денежные отчисления системе под названием «Платон». Теперь же суммы налогов, взимаемых с них, подвергаются тщательной корректировке сотрудниками данной системы. В тех случаях, когда эта сумма сбора является большей или равной налога на транспорт, владелец грузовика вовсе не платит фискальный сбор.
Что нового в налоговом плане принесет 2018 год?
Нужно отметить, что в течение последних нескольких лет законы, касающиеся транспортных налогов, постоянно подвергаются коррекциям и поправкам. Например, с 2014 года человек, приобретающий автомобиль, должен был самостоятельно сообщать информацию о совершенной покупке в соответствующие органы фискальной и других служб. Начиная с января 2017 года, владелец авто, который утаил или попытался утаить от соответствующих органов факт покупки авто, облагался штрафными санкциями, составляющими пятую часть от годового налогового сбора, выплачиваемого им. Автомобилисты, которые не получали квитанции на оплату транспортного налога, не освобождались от обязанности фискального взноса. Поэтому радости от неполучения соответствующей квитанции, у адекватного человека быть не должно, ведь платить все равно придется по полной программе.
Каждый владелец механического транспортного средства должен уяснить для себя, что налог за 2018 год он должен полностью погасить до конца 2019 года. Физическим лицам нужно осуществлять оплату за один раз, а что касается юридических лиц, то им нужно проводить перерасчеты после каждого квартала и отдавать государству суммы авансов.
Как мы уже говорили, владельцы одинаковых автомобилей и других средств передвижения одного и того же года выпуска в различных регионах Российской Федерации платят разные суммы налогов. Окончательная сумма такого платежа утверждается властями соответствующего региона.
Что касается коэффициентов, влияющих на сумму налога от владельцев роскошных автомобилей, ситуация здесь выглядит следующим образом:
- За машину, стоимость которой больше трех миллионов рублей и износом менее трех лет, нужно заплатить налог, превышающий в 1,1-1,5 раз обычную сумму сбора;
- В два раза больше нужно будет ежегодно платить за авто, которому менее пяти лет, оценивающийся в 5-10 миллионов;
- Сумма сбора увеличивается в три раза в тех случаях, когда машина стоит от десяти до пятнадцати миллионов рублей, хоть и возраст ее достигает 10-20 лет.