Российский Центробанк обновил стандарты раскрытия информации для микрокредитных компаний. Начиная с осени 2021 года традиционной информации (структура управления, устав, прочие организационные документы) будет мало. МФО обяжут обнародовать перечень данных о собственниках, бухгалтерскую отчетность за последние годы и прочие значимые документы. Благодаря этому рынок должен стать более прозрачным. Однако, вероятно, не всем компаниям-микрокредиторам будет по силам выполнить новое предписание ЦБ. Впрочем, по мнению экспертов, и многим рядовым потребителям микрофинансовых услуг это ничего не даст — они просто не изучают подобную информацию и не делают из нее нужных выводов.
Вас заинтересует: 10 лучших онлайн-займов на карту 2024 года
Новые требования Центробанка к МФО
В середине августа ЦБ обновил перечень данных, которые обязаны раскрывать МФО — он вступает в силу с 1 октября. Микрокредитные компании должны будут публично отчитываться о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности: порядке выдачи займов и привлечения средств, контактных данных компании, в том числе о данных руководства. Также МФО будут обязаны обнародовать предписания, которые ограничивают предоставление займов и привлечение средств. Наконец, на сайтах и в офисах таких компаний должно сообщаться, куда направлять жалобы и как обращаться к финансовому уполномоченному.
В первом полугодии 2021 года в ЦБ поступило более 125 тысяч жалоб, которые направили потребители финансовых услуг и инвесторы. Более 13% от этого числа — жалобы на МФО и КПК. Хотя общий объем жалоб уменьшился на 15,6%, количество жалоб на МФО и КПК выросло на 4%.
Сегодня МФО уже обязаны раскрывать определенный перечень организационной информации — в первую очередь речь о данных по структуре управления и уставе. Благодаря новым требованиям работа микрофинансистов должна стать более понятной и прозрачной, а у потенциальных клиентов будет возможность принимать более осознанные решения, считают в Центробанке.
По мнению экспертов, опрошенных изданием “Коммерсантъ”, новый перечень требований вполне обоснован и способен сделать рынок более прозрачным, в том числе повысив лояльность клиентов. Благодаря раскрытию нового объема данных уменьшится и загрузка младшего менеджмента МФО, которому не придется тратить время на дополнительные лишние вопросы и консультирование. Если потенциальный клиент или инвестор не найдет нужную информацию самостоятельно, менеджер может просто дать ему ссылку.
Стоит отметить, что уже сегодня многие крупные и средние игроки рынка добровольно раскрывают весь тот объем информации, который приводится в новых требованиях ЦБ. Проблема в том, что потребителям услуг таких компаний пока недостает финансовой грамотности на то, чтобы осознанно пользоваться этими данными.
Определенной проблемой новый перечень требований ЦБ может стать для небольших МФО. Им придется прибегать к определенным затратам труда и времени на то, чтобы подготовиться к их вступлению в силу.
Вас заинтересует: ТОП-15 микрозаймов которые дают без отказа
Однако вряд ли при этом произойдет массовый уход МФО с рынка. Скорее всего, его покинут компании, которые и до этого не соблюдали требования ЦБ по раскрытию информации. Если регулятор предпримет массовую проверку сайтов и офисов микрокредиторов, ряд компаний, очевидно, будет пойман на непрозрачности. То, как компания будет выполнять новые требования Центрального Банка, станет отличным маркером и проверкой на недобросовестность, уверены эксперты. Если компания пренебрегает соблюдением прав клиентов, она неизбежно попадет в зону внимания правоохранителей.