Ассоциация банков России направила письмо в правительство страны, где предупредила о возможных последствиях излишнего административного регулирования и введения лимитов на эквайринг. Для простых держателей карт могут стать платными такие привычные бесплатные услуги, как выпуск банковской карты, ее обслуживание, пользование платежными приложениями, а также звонки в колл-центр.
Банки протестуют против избыточного регулирования
В Ассоциации банков России напоминают, что отечественный рынок безналичных платежей существенно отличается от европейского. Если в Европе держатели карт сами оплачивают связанные с этим услуги, то в России банки субсидируют такие услуги из своих доходов от эквайринговых услуг. То есть, от того процента, что выплачивают торговые и прочие организации за использование терминалов для оплаты покупок клиентами картой.
Именно такая модель банковского бизнеса в области пластиковых карт привела к их широкому распространению в России. На одного россиянина в среднем приходится около двух карт. Безналичный оборот, который еще в 2014 году составлял 25% от общего оборота, сейчас занимает долю в 65%.
Недовольство банков вызывают ограничения, которые весной 2020 года ввел Центробанк на период коронавирусной эпидемии. Регулятор ограничил плату за эквайринг для покупок в интернет-магазинах одним процентом. Летом аналогичное ограничение ввели на эквайринг для организаций медицинской сферы. В обоих случаях лимиты введены временно — с 1 октября банки могут вернуть рыночные проценты за эквайринг.