24 августа 2020 года вступили в действие очередные поправки в закон об ОСАГО. После их принятия стоимость полиса ОСАГО для различных водителей может отличаться в разы. Поговорим о том, как теперь рассчитывается цена полиса ОСАГО, и как можно на этом сэкономить.
Вас заинтересует: Новые правила техосмотра с 1 марта 2021 года
Тарифы на ОСАГО теперь персональные
Единый региональный базовый тариф в обычном понимании больше не действует, а цена ОСАГО по большей части зависит теперь непосредственно от водителя.
Это можно назвать так: динамический базовый тариф – ранее он назначался как единый для всего региона и составлял от 2746 до 4924 рублей, а сейчас для каждого водителя является индивидуальным, однако в следующих границах – от 2471 до 5436 рублей. Вот два важных новых правила:
- тарифный коридор расширили еще на 10%.
- базовый тариф сейчас для каждого свой.
Как было раньше
Цена полиса ОСАГО зависит от множества нюансов:
- базовая ставка в регионе – определялась по адресу регистрации владельца ТС;
- категория/мощность ТС;
- коэффициент территории (КТ) – региона регистрации ТС;
- стаж вождения/возраст водителя (КВС) и всех, кто вписан в полис;
- коэффициент бонус-малус (КБМ) – скидка за безаварийную езду. Базовый КБМ составлял 1 (соответствует 100% стоимости полиса). Лучший коэффициент – 0,5 (10 лет безаварийной езды, скидка – 50%). А если КБМ составляет 2,45, это означает, что за прошлый год у вас было 4 аварии, и расчетный коэффициент составит 1,45.
При расчете цены ОСАГО величина базовой ставки умножалась на все эти коэффициенты. Там, где страховщики желали увеличить рыночную долю, они уменьшали тариф в регионе и делали это его для всех сразу.
Как стало сейчас
Принятый динамический базовый тариф назначается в соответствии с рядом нюансов, устанавливаемых страховыми организациями – аккуратностью вождения, несколько усовершенствованным учетом параметров возраста водителей, водительского стажа и их связи с оценкой наступления риска по ОСАГО.
То есть ранее страховщики имели обязанность по назначению единого тарифа для всех водителей в одном регионе, и от аккуратности отдельно взятого водителя зависело не так много, если только КБМ. Сейчас же в силах каждого «сделать» себе минимальный тариф.
До 24 августа 2020 года страховщики также определяли базовую ставку внутри коридора, однако учитывать могли лишь категорию и назначение ТС в привязке к региону.
Потому в одном городе все люди, имеющие легковые ТС, имели одинаковый базовый тариф. Допустим, если Краснодар является убыточным регионом для страховщиков, то организации там для всех без исключения владельцев ТС делали верхнюю границу коридора. И выходило так, что даже если человек являлся идеальным водителем, живя при этом в Краснодаре, то он обязан был платить больше, нежели водитель, например, в Омске, где в среднем наблюдается меньшая убыточность для страховых компаний и выставляется нижняя граница коридора.
Средняя убыточность по региону ранее являлась определяющим нюансом – именно от него высчитывалась базовая ставка. И это не позволяло персонализировать тариф.
Что не учитывается при формировании стоимости ОСАГО
Центробанк обнародовал перечень неприемлемых факторов для измерения аккуратности вождения:
- работа/должность водителя;
- расовая/национальная/языковая принадлежность водителя;
- принадлежность водителя к политическим партиям;
- вероисповедание водителя.
Может быть, со временем данный перечень расширят.
Что еще поменяется
Тарифный коридор расширили на 10% в обе стороны. Сейчас для физлиц минимальный базовый тариф для легковых ТС составляет 2471 рубль (до этого было 2746 рублей). Максимальный – 5436 рублей (до этого – 4942 рубля).
Поменялись также некоторые коэффициенты. Допустим, коэффициент возраст-стаж (КВС):
- для водителей от 22 до 24 лет со стажем управления от 3 до 4 лет увеличился до 1,08 (до этого 1,04);
- для водителей от 59 лет со стажем управления свыше 14 лет уменьшен до 0,93 (до этого 0,96).
Вас заинтересует: Территориальный коэффициент ОСАГО КТ
Советы, как не переплачивать за полис ОСАГО
- Следите за своей историей автовладения (КБМ). Если у вас не было аварий, но при продлении ОСАГО данная цифра ухудшилась, обратитесь в свою страховую организацию для восстановления имеющихся скидок.
- При смене водительских прав обратитесь к страховщику, у которого делали прошлую страховку, чтобы связать новое удостоверение со старым.
- Если была замена водительского удостоверения – в обязательном порядке указывайте старое удостоверение при оформлении нового ОСАГО, чтобы привязать к ним историю.
- Учитывайте КБМ всех, кто допущен к управлению ТС. Если вы делаете ОСАГО на нескольких людей, то КБМ будет считаться по водителю с самой маленькой скидкой.
- Не нарушайте скоростной режим на дороге, не ездите на красный сигнал светофора и старайтесь меньше нарушать правила дорожного движения.
- Сопоставляйте предложения разных страховщиков, чтобы приобретать полис ОСАГО по минимальной стоимости.