Техническая новинка под названием Эра Глонасс все сильнее входит в повседневную жизнь, и все больше автомобилей оснащается ручной и автоматической системой оповещения о ДТП оперативных служб. Эра Глонасс — пример более или менее грамотного “навязывания” государством своих проектов населению. Вложив огромные средства в альтернативу американской навигационной системе GPS, российское государство, например, принудительно оснастило датчиками Глонасс весь общественный транспорт в стране, что не всегда несет в себе какую-то практическую пользу (хотя возможность отслеживать трамвай или троллейбус, стоя на остановке в тех городах, где такие возможности доступны — безусловный плюс). С недавнего времени добрался Глонасс и до “гражданского” автотранспорта, вокруг чего ходит множество слухов, в частности — о принудительной установке Эры Глонасс на все российские автомобили, включая подержанные. Так это или нет — стоит разобраться подробнее. Эра Глонасс на автомобили в 2018 году — устанавливается ли система добровольно или принудительно, для чего она нужна, стоимость установки устройства в автомобиль.
Что такое Эра Глонасс и как работает эта система
Система Эра Глонасс представляет собой установленное в автомобиле устройство, главная задача которого — оперативное информирование спасательных служб о случившемся ДТП, особенно если происшествие серьезное.
Устройство оснащено сим-картой, которая используется только для связи со спасательными службами и работает на мощностях любого доступного на данной территории сотового оператора. Никакую абонентскую плату операторам платить не нужно — их обязали не только предоставлять свои технические мощности для работы Эры Глонасс, но и отдавать ей приоритет. Например, в тех случаях, когда мощностей не хватает, сотовый оператор может принудительно прервать чей-то разговор для связи пострадавших в ДТП со спасательными службами.
Кроме сим-карты, разумеется, в устройстве есть и система спутниковой навигации Глонасс, которая автоматически определяет координаты автомобиля и передает их спасательным службам.
Эра Глонасс может работать в ручном или автоматическом режиме. Так, в ручном режиме водитель или пассажиры могут нажать на специальную тревожную кнопку в салоне автомобиля, чтобы связаться с диспетчером службы спасения. Правда, на данный момент непосредственно со спасателями связаться можно только в шести российских регионах, а на большей части страны вы свяжетесь с диспетчером Эры Глонасс, который передаст информацию спасателям. Пока интеграция системы с МЧС происходит не так быстро, как хотелось бы.
Понятно, что о случившейся аварии в ручном режиме можно сообщить и в тех случаях, когда что-то произошло не с вашим автомобилем, а вы просто стали свидетелями серьезного ДТП.
В автоматическом режиме информация уходит к спасателям в случае серьезных аварий — если устройство зафиксировало серьезную перегрузку, которая говорит об ударе автомобиля о другой автомобиль или препятствие на достаточно высокой скорости. В таких авариях водитель или пассажиры не всегда могут сами сообщить о случившемся, поэтому, получив сигнал, спасатели немедленно выдвинутся на место происшествия.
Является ли установка устройства Эра Глонасс добровольной или принудительной
При такой постановке вопроса нужно четко разделить автомобили, которые ездят по российским дорогам или только готовятся выйти на них, на несколько разных категорий. Владельцам подержанного автомобиля (даже если он куплен год-два назад) переживать не о чем — принудительно заставлять их устанавливать устройство Эра Глонасс никто не будет. Вы можете поставить такое устройство добровольно, зная о тех плюсах, которые оно будет иметь для вас в случае аварии. Эра Глонасс в некоторых ситуациях вполне способно спасти жизнь водителя и пассажиров, к которым оперативно прибудут спасатели и медики, получившие автоматический сигнал о происшествии.
Принудительно могут заставить установить Эра Глонасс только тех владельцев подержанного авто, которые ввозят его в 2018 году на территорию России. Растаможить ввезенный автомобиль можно будет только установив на него устройство оповещения о ДТП.
Что касается новых автомобилей, то их оснащение устройство Эра Глонасс происходит постепенно. Каждый автомобиль, который продается в России, получает особый документ — “Одобрение типа транспортного средства”. Срок действия такого документа ограничен — три года. Даже если производитель продолжает выпускать ту же самую модель автомобиля, не внося в ее конструкцию вообще никаких изменений, он каждые три года должен получать новый документ. С 1 января 2017 года для получение “Одобрения” автомобиль должен иметь на борту устройство Эра-Глонасс. Соответственно, полученные до 2017 года документы пока еще могут быть действительны, и на некоторые модели производитель имеет право не устанавливать Эра Глонасс.
Понятно, что после 1 января 2020 года естественным образом все новые автомобили, которые продаются в России, независимо от того, производятся ли они на территории страны или импортируются, будут оснащаться системой оповещения о ДТП на базе российской навигационной системы Глонасс.
Как установить устройство Эра Глонасс добровольно и сколько это стоит
Если вы задумываетесь о том, чтобы установить на свой автомобиль Эра Глонасс, то вот очень приблизительный ценовой расклад:
- около 22.000 рублей обойдется само устройство и его установка;
- 1.000 рублей нужно будет заплатить оператору Эра Глонасс за внесение установленного на ваш автомобиль устройства в систему.
Понятно, что 23.000 рублей — очень условная и скорее минимальная сумма. На практике, возможно, придется отдать 25 или 30 тысяч рублей.
Учтите, что устройство может продаваться и устанавливаться только сертифицированными компаниями. Поэтому не стесняйтесь спрашивать лицензию и сертификат на устройство.
Также имейте в виду, что по имеющейся практике безукоризненно устройства Эра Глонасс работают только если они установлены на конвейере автомобильного завода в новый автомобиль. При установке в подержанную автомашину могут быть сбои и некорректная работа, особенно при попытке вручную связаться с диспетчером. Эра Глонасс — сложное электронное устройство, которое должно быть грамотно установлено, в том числе с учетом возможного воздействия на него помех от прочей автомобильной электроники.