Подорожание бензина весной 2018 года запомнилось российским автомобилистам надолго. Цены росли едва ли не в ежедневном режиме, в результате стоимость одного литра топлива росла в темпе, заметно превышающем темпы инфляции. Собственный автомобиль, который и до этого был недешевым в содержании, снова начал превращаться в предмет роскоши. Государство летом смогло приостановить рост цен, но ни о каком возврате к прежним значениям на ценниках АЗС речь, разумеется, уже не шла. Что будет с ценами на топливо в будущем году — вопрос, который заставляет волноваться. С 1 января вырастут акцизы на бензин и налог НДС, а значит, вполне вероятно повторение событий этого года. Прогноз цены на бензин в 2019 году — что говорят эксперты о стоимости топлива в будущем году в связи с повышением акцизов и налогов.
Прогноз цен на бензин от экспертов Российского топливного союза
Еще в конце августа эксперты Российского топливного союза предупредили — повышение акцизов на топливо и налога НДС с начала 2019 года вызовет рост стоимости литра бензина примерно на 10%.
На практике это может означать, что один литр бензина АИ-95 в среднем по стране будет стоить около 50 рублей.
По данным Росстата, в начале октября 2018 года литр АИ-95 в среднем по России стоит 44,62 рублей. Прирост в 10% будет означать, что цена на бензин указанной марки достигнет отметки в 49 рублей за литр.
Представители РТС составили такой прогноз для представления его в Администрацию президента. Целью этого обращения стала просьба принять меры, которые стабилизировали бы топливный рынок с начала 2019 года и не дали бы ценам на топливо вырасти.
Учитывая, для чего составлялся прогноз цен на бензин в 2019 году Российским топливным союзом, стоит иметь в виду, что он может быть намеренно искажен. Производители топлива, как делал бы на их месте любой нормальный бизнес, хотят воспользоваться моментом и выбить для себя определенные преференции. Этот факт нужно по крайней мере держать в уме, изучая прогноз от РТС.
При этом, конечно же, экономическое обоснование в прогнозе имеется и выглядит оно вполне разумно. Действительно, акцизы на топливо с нового года вырастут очень значительно — сразу в полтора раза относительно сегодняшних значений. Тем самым не только будет достигнута та планка, от которой отказались летом этого года, чтобы сдержать рост цен на заправках, но она будет превышена.
Добавьте в этому достаточно значительное увеличение ставки налога НДС. В результате опасения о том, что бензин начнет дорожать с первых же числе января, не выглядят надуманными.
Какие цены на топливо прогнозирует на 2019 год ФАС
В Федеральной антимонопольной службе считают, что поводов для паники нет. В ведомстве полагают, что рост цен на бензин по итогам всего 2019 года будет находиться на уровне общей инфляции — около 4,5%.
В самом ведомстве, а также в правительстве говорят, что прогнозы РТС не учитывают налоговых маневров, которые придуманы и подробно прописаны специально для того, чтобы не дать ценам на бензин вырасти.
Суть этих маневров сводится к следующему. Да, акцизы на топливо с 1 января 2019 года вырастут, и вырастут они заметно. Однако компенсирует его так называемый демпфирующий механизм — отрицательный акциз, который будет меняться в зависимости от того, сколько стоит баррель нефти. За счет этого механизма переработчики нефти будут получать компенсацию в те моменты, когда экспорт мог бы быть для них более выгоден, чем переработка сырья для внутренних нужд.
Напомним, что одной из причин коллапса на рынке топлива весной стало то, что нефть в мире резко подорожала, и российские производители начали направлять добычу на экспорт в ущерб переработке сырья внутри страны.
Правительство надеется сгладить эффект от роста акцизов за счет демпфирующего механизма и сохранить их более или менее стабильными.
Счетная палата с правительством не согласна
В октябре 2018 года выступила со свежими прогнозами о цене на топливо Счетная палата. Аудиторы ведомства полагают — страну в будущем году может ждать новая волна роста цен на бензин, похожая на ту, что случилась в 2018-м.
Эксперты Счетной палата полагают — нужны дополнительные сдерживающие и компенсационные меры, которые должны сдерживать эффект от роста акцизов с 1 января. Тех, что прописаны сегодня, может быть недостаточно.
Каких-то точных цифр в своем прогнозе аудиторы не назвали, но заявление их выглядит тревожно.
Не стоит, например, забывать, что Счетную палату сегодня возглавляет Алексей Кудрин, бывший министр финансов и человек, который долгое время считался одним из лучших финансистов мира. Считать деньги и просчитывать эффект от тех или иных решений государства он умеет, так что прислушаться к предупреждению возглавляемого им ведомства, пожалуй, стоит.