Существующий в России в настоящее время формат номерных знаков для автомобилей очевидно исчерпал себя и требует реформирования. В 2018 году действующему формату исполняется ровно 25 лет — привычные нам госномера появились в 1993 году, и авторы формата, очевидно, мыслили советскими стереотипами и не могли представить того, насколько повальной окажется автомобилизация в России. Понятно, что введение нового формата требует определенных расходов и тщательного взвешивания идеи. И все же, осенью 2017 года о новинках в этой области начали говорить вполне официально. Узнаем, могут ли появиться новые автомобильные номера в России уже в 2018 году, какими они могут быть, какие есть альтернативные предложения.
История проблем с действующим форматом российских автомобильных номеров
Существующие автомобильные номера “страдают” по меньшей мере двумя недостатками. Первый из них — это, конечно же, небольшой потенциал их использования из-за нехватки комбинаций цифр и букв. Второй — неактуальность указания на регион.
Что касается количества комбинаций в современном формате — это самый большой промах авторов действующего формата. Действительно, в 1993 году люди продолжали мыслить старыми представлениями и не смотрели на десятилетия вперед.
Формат, который существует, довольно ограничен в том числе потому, что в нем используется всего 12 различных букв русского языка. Именно столько букв из 33-х, что есть в русском алфавите, по написанию совпадают с латинскими. В новый формат было решено взять только их, чтобы любой иностранец мог при необходимости спокойно назвать знакомые ему буквы, опознавая автомобиль.
При таком ограничении формат, который включает три буквы и три цифры, исчерпал себя довольно скоро. Первыми с этим столкнулись уже в 1990-е годы москвичи. Все комбинации региона 77 очень быстро подошли к концу, региону отдали свободные 99, 97, но и они исчерпали себя. На данный момент Москва использует сразу восемь различных региональных указателей.
Вскоре подтянулись и другие крупные регионы. Санкт-Петербург помимо 78 получил 98. Свердловская область к изначальному 66 получила 96 и т.д. Вскоре ввели трехзначный формат и начали добавлять цифру в начале старого региона — для Новосибирской области к 54 добавили регион 154 и т.п.
Помимо всего прочего, долгие годы проблема была и в том, что номера на автомобиле нужно было менять при каждой сделке с ним.
Так, купив автомобиль у прежнего хозяина, нужно было снимать транспортное средство с учета, сдавать номера и получать новые. С учетом того, какой бешеный объем сделок начал совершаться на рынке автомобилей с ростом благосостояния россиян, это также вносило значительный вклад в исчерпание базы номеров.
Государство разрешило сохранять номер автомобиля при его покупке с рук, что в настоящее время экономит и время, и деньги людей. Однако, прибавилась новая сложность, связанная с региональной привязкой. Та вообще потеряла какой-либо смысл.
Если первоначально номер региона действительно указывал на место регистрации автомобиля, то сейчас вы можете, условно говоря, проживать в Калининграде, а автомобиль купить с рук во Владивостоке и оставить прежний госномер. Как результат — по улицам одного региона колесит множество автомобилей с номерами регионов соседних, и это вовсе не приезжие, а местные жители, сохранившие госномер для простоты.
Формат 1993 года очевидно исчерпал себя и требует реформирования.
Введут ли новые автомобильные номера в России с чипами?
Одна из идей, которая активно обсуждалась в прессе совсем недавно — номера с чипами внутри. Такие чипы позволяли бы считывать информацию об автомобиле дистанционно — с помощью камер видеофиксации или с помощью специальной аппаратуры, которой могли бы оснастить экипажи ГИБДД и ДПС.
Помимо прочего, номера с чипами должны были значительно измениться и внешне. Так, вместо трех букв и трех цифр количество и тех, и других увеличилось бы до четырех. А вот номера регионов, существующие сегодня, по этой идее должны кануть в прошлое.
Комбинация из четырех букв и четырех цифр — вариант более интересный, но, с учетом неудачного опыта действующего формата, нужно просчитывать количество комбинаций и делать прогнозы потенциала формата более внимательно.
Главная проблема этого предложения с именно таким новым форматом — это идея с чипами.
Как говорят специалисты, сам по себе чип будет стоить копейки, а вот оборудование для считывания информации с него с относительно большого расстояния — очень дорогостоящее. Такая идея не реализована ни в одной стране мира, и понятно, что в 2018 году Россия находится не в том экономическом положении, чтобы финансировать установку таких устройств.
Поэтому об идее с чипированными автомобильными номерами в России поговорили и довольно скоро отложили ее до лучших времен.
Какие изменения в формате автомобильных номеров в России могут появиться в 2018 году
И все же журналистам удалось выяснить, что некоторая реформа формата автомобильных номеров все-таки готовится. Наверное, эта реформа разочарует тех, кто хотел бы кардинального изменения внешнего вида существующих номерных знаков.
Вот главное, что выяснили журналисты издания “За рулем”, которые смогли осенью 2017 года ознакомиться с проектом нового ГОСТ для автомобильных номеров:
- Формат автомобильных номеров в России остается прежним, это те же три буквы и три цифры с номером региона в конце.
- Появятся таблички с номерным знаком, габариты которых (29х15 см) позволят устанавливать их в места для крепления знака на иностранные автомобили. Такие номера будут двустрочными и они положат конец мучениям владельцев иномарок, в которых предусмотрено место для крепления знака зарубежного формата.
- Аналогичное изменение сделано и в пользу владельцев зарубежных мотоциклов — они смогут по своему желанию получить более компактный госномер размерами 23х12,5 см — именно под такие габариты номерного знака рассчитаны многие иностранные мотоциклы.
- Появятся специальные номерные знаки для ретро-автомобилей, ретро-мотоциклов, спортивных автомобилей. Ретро-автомобили получат дополнительную букву “К” (классический) в начале знака, спортивные — букву “С”.
Вариант такой реформы на настоящий момент — наиболее вероятный. Как видим, реформирование будет довольно незначительным, но новые форматы автомобильных номеров в России, которые возможно появятся уже в 2018 году, все же могут заметно упростить жизнь многих владельцев импортной авто- и мототехники, которым приходится прикладывать немалые усилия, чтобы установить номерной знак российского формата поверх более компактных специальных мест, которые предусмотрены конструкцией их техники. Зачастую все это выглядит не слишком аккуратно и эстетично, и только официальное введение дополнительных видов госномера поможет им решить эту проблему.