В конце марта издание “Коммерсант” сообщило о скором введении в России нового стандарта по организации дорожных работ в России. Прежде всего, новый свод правил позволит упорядочить требования к тому, как организуются такие работы, а также повысить их безопасность. Новые правила проведения дорожных работ введут в России, судя по всему, уже в 2018 году, хотя вступят ли они в силу уже во время сезона таких работ в текущем году — большой вопрос.
Для чего нужны новые правила
Главная проблема, которая существует сегодня вокруг темы организации дорожных работ — это их безопасность. В интернете можно без труда найти ужасающие видео с авариями в местах проведения ремонтных работ на дорогах, когда ничем не защищенные рабочие погибают под колесами лихачей.
Зачастую аварии случаются и потому, что рабочие плохо обозначают (или вовсе никак не обозначают) места проведения работ, в результате чего, особенно в темное время суток, происходят ДТП — от неприятных мелких аварий до настоящих трагедий. Вспомнить хотя бы историю, когда автомобиль ночью просто провалился в большую яму.
Правительство, похоже, всерьез, а не на словах, озаботилось безопасностью на дорогах России. Принимаются специальные стратегии по снижению смертности на дорогах в ближайшие годы до западноевропейского уровня. Готовится свод стандартов по проведению дорожных работ.
Как будет выглядеть новый свод правил по проведению дорожных работ
Новыми правилами называется специальный ГОСТ, который пополнит существующие государственные стандарты. Как это ни странно, в России до сих пор не было специального ГОСТ для организации дорожных работ. В настоящее время существуют только рекомендации Росавтодора, а также некоторые нормы других ГОСТов, которые косвенно затрагивают тему организации дорожных работ.
Все существующие нормы не считаются обязательными и носят рекомендательный характер. Таким образом, как отмечает “Коммерсант”, если в Москве эти рекомендации выполняются, нет никакой гарантии того, что они используются всеми до одного российскими регионами.
Новый ГОСТ станет обязательным, и в соответствии с ним дорожники будут обязаны организовывать свои работы на всей территории страны.
Ничего сверхъестественного этот ГОСТ содержать не будет. Он является легким переосмыслением существующих рекомендаций, которые собраны воедино и которые станут обязательными.
Прежде всего, ремонтный участок должен делиться на несколько так называемых зон:
- Зона предупреждения — 500-700 метров для автомагистрали, 50-300 метров для однополосных дорог. Участок дороги, на котором устанавливаются дорожные знаки, которые предупреждают о работах и вводят ограничение скорости.
- Зона отгона — 20-600 метров, на протяжении которых проезжая часть будет плавно сужаться для направления транспортного потока мимо места проведения работ.
- Зона проведения ремонтных работ.
- Зона стабилизации — возвращение дороги в нормальный вид, расширение проезжей части до обычного уровня и снятие скоростных ограничений.
В тех случаях, когда работы проводятся на дорогах, где разрешается скорость движения более 60 км/ч, дорожники могут использовать автомобиль прикрытия, который будет оснащаться световым спецсигналом и прикрывать собой рабочих.
Все дорожные знаки, которые будут временно устанавливаться в месте проведения работ, должны быть чистыми и хорошо заметными для водителей.
В зоне действия временных знаков, которые ограничивают скорость движения, теперь можно устанавливать камеры видеофиксации. Такая норма действует уже сейчас, она появилась еще осенью 2017 года.
Дорожники должны устанавливать знаки, которые ограничивают скорость движения, таким образом, чтобы водители снижали скорость постепенно. Стандартный шаг — 20 км/ч. Так, если на автомагистрали, где действует ограничение скорости в 110 км/ч, необходимо заставить водителей двигаться не быстрее 50 км/ч, необходимо установить знаки в последовательности 90-70-50.
Когда может вступить в силу новый стандарт для дорожников
Чисто технически утверждение нового стандарта и его вступление в силу могут занять некоторое время. Это означает, что, вероятнее всего, летом 2018 года, когда начнется сезон активных ремонтных работ на дорогах России, дорожники будут продолжать работать по старым рекомендациям. А вот в 2019 году новый стандарт будет действовать практически со стопроцентной вероятностью.
Водителям стоит иметь в виду, что с того момента, когда новый ГОСТ вступит в силу, они смогут жаловаться на дорожные службы на несоблюдение стандартов. Если дорожные работы будут проводиться не по стандарту, можно будет отправить жалобу в ГИБДД, приложив фотографии или видеозапись. Организаторы работы получат штраф и обязаны будут оперативно устранить нарушения. Если нарушения не будут устранены, подрядчика будет ждать штраф в несколько сотен тысяч рублей. Таким образом, дорожные службы будут максимально заинтересованы в том, чтобы работы были организованы в соответствии с новыми правилами.