В нашей стране многие автолюбители предпочитает шипованные покрышки, хотя подавляющим такое большинство не назовешь. У данного типа резины имеется действительно большой минус – шипы вылетают. Порой смотришь и убеждаешься: у соседа, приобретшего неплохую резину знаменитого производителя, отсутствуют практически все. Есть вариант вставки ремонтных шин, но тут возникает вопрос: будет ли такая резина иметь достаточное сцепление со снегом и льдом? Насколько безопасен такой вариант и насколько законен?
Принцип действия шипованной резины
Многие уже после того, как шипы покинули «обжитое» место, продолжают использовать колеса, не учитывая, что качество езды при этом ухудшается, и значительно.
Нужно вспомнить, как именно и для чего используется «шиповка». Перед резиной возникает несколько задач:
- езда по снегу;
- сцепление на льду (речь, главным образом, идет о разгоне и торможении);
- управляемость в оттепель.
На снежном покрытии «шиповки» почти не работают – куда более значительную роль играет высокий протектор, который сможет «рыть» снег, цепляясь за него и передвигаясь.
А вот справляться с ледяной коркой – основная задача «шипиков». Они просто прокалывают лед. Но это до -20 градусов – после же эффективность существенно снижается, поскольку покрытие становится прочным. Но покрышка все же старается «скрести» покрытие, а авто достойно начинает движение и осуществляет торможение.
При потеплении «шиповка» не поможет, поскольку на ней имеются прямоугольнички, откуда «растут» шипы. В оттепель они неэффективны, и машина просто «покатится».
Шипы «ушли»: что делать?
Лишенная шипов резина так же функциональна как беззубый рот. Конечно, присутствуют ламели, и они дают возможность зацепиться за лед, но не как «липучка». Последняя действует по несколько иному принципу – она мягче, сверху имеется фрикционный слой, к тому же число ламелей значительно больше.
То есть когда «шиповка» лишается основных элементов, на ледяном покрытии она совершенно неэффективна. В таком случае это уже скорее «еврозима» — сцепные свойства снижаются.
Сколько нужно шипов?
Да, они вылетают, но в большинстве случаев не все. Допустим, нет половины, а остальные осталась. Нормально ли это?
Обычно на покрышке насчитывается около 60 элементов. Критичный показатель – 50%.
Это означает, что когда половина элементов уже изношена, ездить на таких шинах уже не стоит – нужно отправить резину на другую ось, а ведущую комплектовать нормальными.
Когда пропало около трети, использовать резину еще можно, и при том эффективно. То есть до 40% «ушедших» шипов – вполне приемлемый показатель. А вот более – это уже опасно. Начать движение на льду машина нормально не сможет, как и затормозить. Высокие скорости при данном состоянии покрышки противопоказаны.
Что говорит закон?
Таковой еще не приняли, но споры ведутся, и притом жаркие. В закон должны внести запрет на пользование изношенной резины, а также запрет на «летние» шины зимой. В средней полосе эта норма очевидна, поскольку практически все автолюбители имеют два комплекта колес, а вот в южных регионах и температура зимы в большинстве случаев является «плюсовой».
Уже идут чтения – скорее всего, принятие закона — вопрос ближайшего времени. Если все случится, то зимой на летней резине ездить запретят. Будет учитываться и старение покрышки.
Подытожив сказанное, нужно отметить, что если из покрышки выпали все шипы, ездить на ней нельзя. Попытки сделать это грозят следующими неприятностями:
- увеличенный тормозной путь;
- невозможность тронуться на льду;
- риск заносов и попадания в кювет.
А потому резину в этом случае нужно поменять.