После президентских выборов 2018 года власть обсуждала как минимум два варианта реформирования ФСБ. Оба предполагают слияние нескольких ведомств, в том числе ФСБ, в одну большую силовую структуру. Начнется ли реформа ФСБ в 2019 году — последние новости о том, чем закончилось обсуждение подобных перспектив.
Какие варианты реформирования ФСБ в 2019 году обсуждались
Сразу после президентских выборов весны 2018 года власть обсуждала два различных варианта реформы ФСБ. Это только то, что вышло наружу и стало известно журналистам. В случае одобрение одного из вариантов реформа ФСБ могла бы начать уже в 2019 году.
Первый вариант неформально назвали “русским ФБР”. Он предполагал появление единого следственного органа, в который объединили бы следователей ФСБ, МВД и СК.
Для чего объединять под одной крышей следователей из конкурирующих и уравновешивающих друг друга ведомств, не совсем понятно. Наиболее вероятной причиной называли желание сэкономить государственные расходы на следствие.
Однако у идеи нашло как минимум три серьезных недостатка. Их обозначил бывший генеральный прокурор России Юрий Скуратов:
- экономия госрасходов в данном случае сомнительна — создать такой “монстр” следствия стоило бы больших денег,
- ФСБ едва ли согласится отдать свое следствие и лишиться этой функции, а позиции ведомства достаточно сильные, чтобы отстоять свое,
- следственная монополия одного ведомства потенциально опасна и коррупционна — несколько конкурирующих ведомств следят в том числе друг за другом.
Как бы то ни было, но от этой идеи реформирования ФСБ отказались. Позже появилась еще одна.
Вторая схема предполагала настоящее объединение нескольких ведомств в формате их слияния. Если в первом варианте ФСБ лишалась бы своего следствия, но в остальном сохранялась, то во втором варианте ФСБ объединилась бы с СВР (внешней разведкой) и ФСО (службой охраны первых лиц).
Если бы ФСБ, СВР и ФСО объединили в одну силовую структуру, ее мог бы возглавить Сергей Нарышкин, глава СВР. Глава ФСБ Александр бортников перешел бы на работу в Совет Безопасности.
Такое слияние, по всей видимости, также выступало как вариант экономии средств бюджета на силовиков.
Как бы то ни было, но и этот вариант не прошел. В дискуссии вокруг подобной реформа победила сторона, которая считает, что разведка и контрразведка должны быть разделены в разные ведомства. Наиболее сильной фигурой с этой стороны можно считать бывшего главу администрации президента Сергея Иванова.
Появятся ли другие варианты реформы ФСБ в 2019 году
Скорее всего, реформы ФСБ в 2019 году не будет. И какие-то дополнительные варианты реформирования ведомства, в том числе путем его слияния с другими, уже не появятся.
Такие варианты обсуждались сразу после президентских выборов. Начало нового президентского срока — это всегда время того или иного переформатирования властных институтов. Позже к подобным реформам и перестановкам прибегать не принято. Разве что в самом конце президентского срока, до которого еще далеко.
Схемы по реформированию силовых ведомств обсуждались в 2018 году только с одной главной целью — оптимизировать расходы на их содержание. Силовики съедают львиную долю бюджета страны, и даже небольшая экономия позволила бы выделить дополнительные деньги для чего-то еще.
При обсуждении вариантов реформы выяснилось, что все они не очень целесообразны. Либо экономия несущественна, либо минусы перевешивают плюсы.
В целом же президент и его окружение наверняка довольны ФСБ. С их точки зрения ведомство работает неплохо и свои функции выполняет. Поэтому срочных и кардинальных мер по отношению к себе едва ли требует.
Если пройдёт реформирование — пипец ФСБ и её секретам..