21 марта было объявлено об увеличении утилизационного сбора на автомобили в России с 1 апреля. Наиболее значительный рост сборов ожидает самый популярный и бюджетный сегмент автомобилей — с объемом двигателя от 1 до 2 литров. Эксперты рассуждают, отразится ли повышение сборов на стоимости новых автомашин в салонах и как скоро это может случиться. Утилизационный сбор на автомобили с 1 апреля 2018 года — каков процент индексации сбора, как отразится его увеличение на конечной цене новых автомашин у дилеров.
Что такое утилизационный сбор на автомобили
Утилизационным сбором называют определенную сумму, которую должен заплатить человек за то, чтобы принадлежащая ему вещь была бы утилизирована (то есть, безопасным образом уничтожена или даже переработана) тогда, когда она придет в негодность.
Сбор этот может взиматься по различным схемам. Например, впервые утилизационный сбор на автомобили появился в нашей стране во время знаменитой программы по утилизации старых авто 2010-2011 года, когда владельцы откровенно старых, неэкологичных и просто опасных автомобилей вроде советских “Москвичей” или “Жигулей” могли сдать их на утилизацию и получить скидку на покупку нового автомобиля в салоне. Тогда, напомним, собственник такого авто не только получал скидку, но и должен был заплатить 3.000 рублей за уничтожение его старого авто.
Таким образом, изначально сбор взимался по логичной схеме — непосредственно перед тем, как начиналась утилизация старой автомашины.
Уже в 2012 году все встало с ног на голову, и утилизационный сбор стал прикрытием для введения нового налога на автомобили, каким он и остается сегодня. Тогда Россия вступила в организацию ВТО и приняла на себя определенные обязательства — получая выгоды от сотрудничества на открытом рынке наша страна и сама должна была стать более открытой.
Стандарты ВТО не особенно приветствуют протекционистскую политику и высокие ввозные пошлины на импорт. Такие пошлины на автомобили были заметно снижены, но при этом появился утилизационный сбор уже на новые, а не на старые авто. Фактически человек, покупая сегодня новую автомашину, должен сразу же заплатить за ее уничтожение или переработку через неопределенное количество времени.
О том, что основная цель появления утилизационного сбора в его новом виде — протекционизм, красноречиво говорит и политика государства по отношению к собственным автопроизводителям. Да, формально тот же АвтоВАЗ и прочие расположенные в России заводы платят такой сбор наравне с конкурентами, но государство фактически возвращает им эти деньги в виде неких субсидий, объем которых почти точно равен сумме полученного от производителя сбора.
Очевидно, что в конечном счете сбор, который взимается с производителя или импортера, ложится на плечи конечного покупателя, поэтому главный вопрос для автолюбителей России — насколько подорожают новые автомобили после повышения сбора с 1 апреля 2018 года.
Индексация утилизационного сбора на автомобили с 1 апреля 2018 года — почти двукратный рост
Комментируя повышение утилизационного сбора с апреля, представители правительства любят оперировать достаточно лукавой цифрой — средний процент индексации составит 15%, так что беспокоиться не о чем, в цене автомобиля эти цифры фактически теряются.
Однако если посмотреть на новые значения суммы сбора, то мы увидим, что наиболее массовый и популярный сегмент легковых автомобилей — с объемом двигателя от 1 до 2 литров, индексация затронула очень сильно. Утилизационный сбор в этом сегменте вырос на 90%, то есть практически вдвое — теперь это 84 тысячи рублей. В абсолютном выражении это около 40 тысяч рублей.
Новые суммы сбора, которые вступают в силу с 1 апреля, представлены в таблице:
Категория автомобиля | Сумма утилизационного сбора, руб. | Процент индексации сбора |
Легковой автомобиль, двигатель менее 1 литра | 33.000 | 17,86% |
Легковой автомобиль, двигатель от 1 до 2 литров | 84.000 | 90% |
Легковой автомобиль, двигатель от 2 до 3 литров | 126.000 | 49,3% |
Легковой автомобиль, двигатель от 3 до 3,5 литров | 114.600 | 0% |
Легковой автомобиль, двигатель более 3,5 литров | 181.600 | 0% |
Электромобиль | 32.600 | 14,79% |
Грузовой автомобиль, полная масса менее 2,5 тонн | 14.250 | 14,46% |
Грузовой автомобиль, полная масса от 2,5 до 3,5 тонн | 30.000 | 51,5% |
Грузовой автомобиль, полная масса от 3,5 до 5 тонн | 28.500 | 15% |
Грузовой автомобиль, полная масса от 5 до 8 тонн | 31.350 | 14.84% |
Грузовой автомобиль, полная масса от 8 до 12 тонн | 38.100 | 14,9% |
Грузовой автомобиль, полная масса от 12 до 20 тонн | 41.850 | 14,8% |
Грузовой автомобиль, полная масса от 20 до 50 тонн | 82.500 | 14,8% |
По оценке министра транспорта РФ Максима Соколова, благодаря увеличению суммы утилизационного сбора бюджет России будет ежегодно получать более 5 миллиардов дополнительных рублей.
Подорожают ли новые автомобили после индексации утилизационного сбора
Как говорят аналитики, автоматического пересмотра ценников в автосалонах, скорее всего, не произойдет.
Российские автопроизводители получают от правительства компенсацию уплаченного сбора в виде субсидий, поэтому особенного экономического обоснования повышать стоимость автомобилей из-за новой суммы сбора для них нет.
Российское бизнес-издание РБК опросило представителей ведущих автоконцернов в России, и откровеннее всего о ситуации рассказали в Nissan. Автомобили этой марки могут подорожать, но это затронет только те модели, которые импортируются в Россию, а не производятся на мощностях в нашей стране (напомним, что правительственное субсидирование затрагивает все автомобильные производства на территории России, включая сборочные производства зарубежных марок).
Независимые эксперты автомобильного рынка говорят о том, что, вероятнее всего, поначалу производители примут удар на себя и не будут повышать стоимость своей продукции. После этого возможен плавный рост цен, который будет замаскирован под естественное повышение из-за инфляции.
Не стоит забывать и о том, что о проблеме роста утилизационного сбора в 2018 году было известно заранее, и многие производители уже заложили повышение в цену своих автомашин.
Напомним, что из-за не вполне понятной ситуации со сбором на утилизацию, комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса впервые не дал прогнозов по ситуации на автомобильном рынке в России на очередной год. После роста автомобильного рынка в стране в 2017 году почти на 12% эксперты ассоциации терялись по поводу 2018 года именно из-за проблемы со сбором.
Если эксперты правы, и повышение сбора не отразится на цене автомобилей очень заметно (а для легковых автомобилей дополнительные 40-60 тысяч — это весомо), видимо, можно все же ожидать некоторого роста рынка и в текущем году.
А ваши аналитики ни чего не говорили по возможность возникновения гражданской войны ? Утилизация должна равняться зарплате европейских стран ! А наше правительство ворует щемит население и делает всё что бы мы не жили как люди а выживали как животные в клетке . Чувствую вы скоро доиграитесь и точно развяжите войну у себя на территории ,а ваши якобы союзники как США воспользуются этим хоусом и нанесут удар по нашей стране . ХВАТИТ ВОРОВАТЬ И ЩЕМИТЬ НАРОД