Увы, но так называемый “Платон” в 2017 году вовсе не собирается быть отменённым, а совсем наоборот — планируется повысить тарифы “Платона”, а это плохая новость не только для владельцев большегрузов, но и для любого простого россиянина. Попробуем разобраться, в чём дело.
Что такое “Платон”
С момента своего появления в ноябре 2015 года, система “Платон” стала поводом к противостоянию между государством и водителями-дальнобойщиками. “Платон” расшифровывается как “плати за тонны”, такое название было придумано для нового взноса, уплату которого вменили всем владельцам грузовых автомобилей, разрешённая максимальная масса которых составляет от 12 тонн и выше. Первоначально были объявлены тарифы совершенно безумной величины, что вызвало недоумение дальнобойщиков и принудило их к началу протеста против новой системы. Дело в том, что немалая часть водителей-дальнобойщиков работает самостоятельно, в качестве индивидуальных предпринимателей, так что уплата взноса ложилась именно на их плечи. По сути “Платон” изымал у них всю прибыль, оставляя водителей и их семьи без средств к существованию. Дальнобойщики пытались организовать акции протеста, главная из них — это лагерь фур под Москвой, в городе Химки. Однако, протест был подавлен полицейскими силами, а также с помощью тактической уловки — тарифы тогда снизили в 10 раз.
Формальный повод для появления “Платона” — разрушение дорог, которое якобы происходит главным образом из-за того, что по ним ездят тяжёлые фуры. То, что при этом давно существует транспортный налог, который собирается именно в целях ремонта и строительства новых дорог, было забыто. Как и о том, какой огромный топливный акциз включен в стоимость бензина примерно для тех же целей. Реальная цель введения “Платона” была другой, поэтому доводы о порче дорог большегрузами стали лишь дымовой завесой.
Разбираясь непредвзято в том, что такое “Платон”, оказывается, что продажа дорогостоящего оборудования, необходимого для установки на грузовики, а также взимаемые с владельцев фур деньги проходят через фирмы, которые подконтрольны близкому кругу президента Путина (да, сборы идут не в бюджет, а некоему “оператору”). Экономический спад и персональные санкции, а также падение цен на нефть привели к заметному для этих людей уменьшению потока денег, лояльность ближнего круга необходимо оплачивать, поэтому на откуп одному из кланов в данном конкретном случае и были отданы поборы с большегрузных автомобилей.
Повышение тарифов на “Платон” в 2017 году
Введение сниженных тарифов зимой 2015 и 2016 гг. было лишь тактическим манёвром, чтобы унять протест. На данный момент существует абсолютно точная официальная информация о том, что случится повышение тарифов на “Платон” в 2017 году. В два этапа, сначала в феврале, а затем в июне тариф будет повышен почти до того размера, который предусматривали изначально. Если в ноябре 2015 года хотели ввести тариф в 3,73 руб/км, то с февраля 2017 года он окажется равным 2,6 руб/км, а с июня — 3,06 руб/км.
Чем повышение тарифов на “Платон” в 2017 году плохо не только для отрасли грузоперевозок, но и для каждого россиянина? Ответ очевидный — перевозчики будут вынуждены переложить плату по тарифам на потребителя своих услуг, подняв стоимость перевозок. Если учесть то, что фурами развозится большая часть приобретаемого нами в любом магазине — от продуктов питания до промышленных товаров, очевидно, что стоит ожидать роста цен на все товары.
Рядовым автолюбителям, которые считают, что “Платон” их никак не касается, или даже радуются тому, что фуры обложили повышенной данью, надеясь на улучшение качества дорог, также стоит задуматься о том, что происходит в реальности. Качество дорог едва ли станет лучше, а вот о том, чтобы заставить устанавливать “Платон” и на легковые автомобили, авторы идеи внедрения такой системы не могут не думать. Не так давно был уже пущен пробный шар, когда возник слух о том, что планируется ввести “Платон” и на небольшие грузовички. Такой слух не мог быть случайностью, а говорил о прощупывании почвы. После небольших грузовиков очередь настанет и для легкового транспорта.