Иногда микрофинансовые организации, пытаясь выбить из должника свои деньги, преступают границы закона: оказывают на заемщика психологическое или физическое давление, звонят по ночам и рано утром, беспокоят близких, накручивают огромные штрафы. Случается и такое, что условия кредитного договора нарушают все возможные нормы и законы. Особенно часто это бывает, когда клиент обращается в мелкое МФО. В таких случаях заемщику не стоит прогибаться под требования организации. Расскажем в какие вышестоящие инстанции жаловаться на МФО и как правильно это сделать.
Вас заинтересует: МФО онлайн которые реально дают деньги в 2024 году
Когда нужно жаловаться на МФО
Если вы оформили заем в микрофинансовой организации и уклоняетесь от оплаты долга, компания имеет законное право требовать от вас возвращения денег. Она может звонить вам, присылать письма, передавать долг коллекторам, обращаться в суд и так далее. Если действия МФО законны, вам не имеет смысла подавать на нее жалобы.
Но вы можете пожаловаться на компанию в следующих случаях:
- если у микрокредитной организации нет лицензии на выдачу микрозаймов;
- если информация на сайте МФО не соответствует действительной;
- если компания препятствует погашению долга для получения еще большей прибыли;
- если компания без вашего согласия передает ваши данные третьим лицам;
- если процентная ставка по микрозайму превышает допустимую, то есть больше 1% в день;
- если при оформлении микрозайма с вас потребовали залог в виде недвижимости;
- если сумма штрафа и пени за просрочку превышает тело долга более, чем в 1,5 раза;
- если организация без вашего ведома оформила на вас дополнительные платные услуги;
- если компания в одностороннем порядке изменила условия договора после его заключения;
- если МФО пытается связаться с вами в запрещенное законодательством время или чаще, чем это разрешено;
- если сотрудники службы взыскания оказывают на вас психологическое давление, портят имущество или наносят физический вред.
Как правильно составить жалобу
Если вы собираетесь отправить жалобу в одну из государственных организаций, лучше оформите его по шаблону. Как правило, найти образец можно на сайте самой инстанции. Если с этим возникнут проблемы, вы можете связаться с сотрудником организации и попросить образец у него.
В некоторых организациях допускают написание жалоб в свободной форме. Достаточно, чтобы в ней содержалась следующая информация:
- данные инстанции, куда вы обращаетесь с жалобой;
- сведения о микрофинансовой организации;
- сведения о микрозайме;
- суть жалобы;
- контактные данные.
Куда обратиться с жалобой на МФО
Мы разобрались, как правильно составлять жалобу. Теперь поговорим о том, куда вы можете с ней обратиться. У вас есть несколько вариантов: Банк России, Роспотребнадзор, прокуратура, финансовый омбудсмен, ФССП, ФАС. Рассмотрим каждый из них подробно.
В Банк России
Жаловаться на МФО в Центробанк имеет смысл тогда, когда условия кредитного договора, заключенного с организацией, сильно нарушают действующее законодательство. Например:
- когда у МФО нет лицензии на выдачу микрокредитов;
- процентная ставка по микрозайму превышает допустимую законодательством;
- штраф за просрочку превышает тело долга более, чем в 1,5 раза;
- МФО скрыла наличие дополнительных комиссий и услуг;
- кредитор в одностороннем порядке изменил условия договора после его подписания;
- организация раскрыла ваши персональные данные третьим лицам;
- данные о закрытом микрозайме не были переданы в БКИ.
Если у микрофинансовой организации есть лицензия на выдачу микрозаймов, жалоба в Банк России может быть очень эффективной. Оформить претензию онлайн можно по ссылке: https://www.cbr.ru/Reception/Message/Register?messageType=Complaint.
В Роспотребнадзор
Поскольку микрокредит попадает в категорию потребительского, в случае некоторых нарушений вы вполне можете обратиться в Роспотребнадзор. Например, если:
- в договоре нет пункта о том, что вы даете свое согласие на передачу долга, но его все равно продали коллекторам;
- организация берет дополнительную комиссию за бесплатные услуги: за отказ от страховки или пролонгацию;
- вам не предоставили полную информацию о способах погашения долга.
Оформить жалобу онлайн вы можете по ссылке: https://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/.
В прокуратуру
В прокуратуру имеет смысл обращаться в том случае, если при попытке вернуть долг микрофинансовая организация нарушает законодательство: оказывает на вас и ваших близких давление, пытается связаться с вами в запрещенное время, наносит ущерб имущество или физический вред вам. Перед подачей претензии лучше узнать фамилию, имя и отчество работающих с вами коллекторов, а также юридический адрес коллекторского агентства.
К финансовому омбудсмену
Обращение к финансовому юристу — довольно новая практика. По сути, омбудсмен решает те же вопросы, что и Центробанк — связанные с нарушающими законодательство условиями договора. Однако отличается он от Банка России следующим:
- короткими сроками решения вопроса — обычно юристу хватает 2-4 недель;
- он помогает правильно оформить претензию в МФО.
Таким образом, финансовый омбудсмен берет на себя все юридические вопросы, избавляя клиента от поиска адвоката и обращения в суд.
В ФССП
Обращаться в ФССП необходимо тогда, когда микрофинансовая организация нарушает закон, взыскивая с вас долг:
- беспокоит ваших близких по поводу долга без вашего согласия;
- звонит в запрещенное законодательство время;
- пытается связаться с вами чаще, чем установлено законом;
- давит на вас психологически.
Отправить онлайн-претензию можно по ссылке: https://fssp.gov.ru/form/.
В ФАС
Жаловаться в Федеральную Антимонопольную Службу можно тогда, когда микрофинансовая организация рекламирует себя как кредитора, несмотря на отсутствие лицензии. Или когда сведения, размещенные на сайте компании не соответствуют тому, что указано в вашем договоре. Подать онлайн-жалобу вы можете по ссылке: https://fas.gov.ru/approaches/send_to_fas.
Вас заинтересует: Реестр МФО ЦБ РФ 2024 года
Когда не стоит жаловаться на МФО
Вам точно не стоит обращаться с жалобами на микрофинансовую организацию в двух случаях:
- если со стороны МФО нет нарушений;
- если вы хотите урегулировать спор во внесудебном порядке.
В первом случае обращение в суд не даст результат, поскольку судья будет на стороне микрофинансовой организации, а вам придется оплатить еще и судебные издержки. Во втором случае, если вы обратитесь в вышестоящие инстанции, о мирном урегулировании спора не пойдет и речи.