Уголок потребителя должен быть в любом заведении, которое что-то продает или оказывает какие-либо услуги. Это следует из российского законодательства, хотя как такового термина “уголок потребителя” в законах и нет. Тем не менее, потребитель имеет право получать всю информацию о товаре и его продавце, и обязанность продавца — эту информацию предоставить. Что должно быть в уголке потребителя в магазине в 2018 году — какая информация и какие документы должны быть представлены в предприятиях торговли.
Обязательно ли нужен уголок потребителя в магазине
Магазин как организация, которая продает товары населению, обязан доносить до людей информацию о самом товаре, а также о самом себе как продавце.
Статья 8 Закона о защите прав потребителей говорит о том, что такая информация должна быть представлена наглядно, на русском языке и дополнительно (если этого пожелает сам магазин) на других языках, которыми пользуются проживающие в России народы.
Та же статья закона говорит о том, что способ донесения информации — тот, который принят в данной сфере обслуживания потребителей.
Уголки покупателя существовали в магазинах еще при советской торговле, поэтому сегодняшние уголки потребителя — это и есть принятый в предприятиях торговли способ доносить информацию о магазине.
Таким образом, четкого описания того, как именно должен выглядеть такой уголок, в законе нет. Перечислено только, какие документы и какое оборудование должны быть доступны покупателю (об этом чуть ниже).
Это означает, что как таковой уголок потребителя быть должен, но как он будет выглядеть — остается на усмотрение самого магазина. Это может быть стенд, стеллаж, столик и т.д. Главное, чтобы посетитель магазина имел доступ к копиям документов, которые представлены в уголке потребителя, а также к оборудованию, которое должно быть там установлено.
Уголок должен находиться в заметном и общедоступном месте. Его нельзя располагать где-то в подсобке, куда доступа для покупателей нет. Все бумаги, которые присутствуют в уголке, должны быть доступны для ознакомления. Их нельзя убирать куда-то под стекло витрины и т.п.
Что должно находиться в уголке потребителя в магазине по требованиям 2018 года
В 2018 году уголок потребителя в магазине должен содержать следующие документы:
- Свидетельство о государственной регистрации ИП или ООО (копия).
- Лицензии — если продается товар или оказываются услуги, которые требуют лицензирования (копия).
- Информация о проверяющих и контролирующих органах с их адресами и телефонами в этом же городе.
- Актуальная редакция Закона о защите прав потребителей — желательно чтобы это было официальное печатное издание, а не распечатка на принтере (меньше вероятности, что у проверяющих органов возникнут вопросы).
- Заключение Роспотребнадзора о том, что товары соответствуют санитарным нормам (копия)
- Правила продажи видов товаров, которые реализуются в магазине.
- Книга отзывов и предложений — сам документ может храниться у продавца, но тот должен выдавать ее по первому требованию любого покупателя. Также, если книга отзывов находится у продавца, в уголке потребителя должно быть расположено объявление, где об этом говорится.
- График работы магазина.
- План эвакуации при пожаре и правила пожарной безопасности.
- Перечень льготных категорий, которые обслуживаются без очереди.
- Информация об ограничениях на продажу некоторых товаров — например, объявление о том, что несовершеннолетним не продаются табачные и алкогольные изделия.
Вся документация должна поддерживаться в актуальном состоянии.
Для того, чтобы при проверке у контролирующих органов не возникли поводы наказать вас штрафом, за актуальностью информации в уголке нужно следить. Например, при продлении лицензии на продажу того или иного товара и прочих изменениях нужно обновлять данные в уголке. Желательно также, чтобы текст Закона о защите прав потребителей также был актуальным и содержал последние поправки, которые вступают в силу.
Кроме документов, в уголке потребителя в магазине в 2018 году должно находиться оборудование для самостоятельной проверки покупателем цены, меры и веса купленного товара. Проще говоря — контрольные весы.
Это — необходимый минимум того, что должно быть в уголке потребителя магазина. Как будет оформлен такой уголок и где именно расположен — остается на усмотрение руководства. Главное, чтобы покупатели не были ограничены в доступе к такому уголку.